Все новости
18 Декабря 2020, 19:00

Разрабатывать проектные и исследовательские работы, владеть навыками работы с интерактивной доской, обладать умениями роботомоделирования, конструирования и программирования…

Как с течением времени изменились уроки технологии в Краснохолмской СОШ №3

Современная школа – это школа, в которой работают учителя, не только хорошо знающие свой предмет и отлично владеющие методикой преподавания, но это еще и учителя со смелыми, новыми идеями, открытые всему необычному, готовые помочь своим ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими, уверенными в себе людьми. Удачное сочетание именно этих качеств, делает их нетрафаретными, а школу, в которой они трудятся современной.
Сегодня речь пойдет об учителях технологии и искусства.
Если вы уверены, что уроки технологии — это непонятная трата бесценного школьного времени, скорее всего, вам просто не встретился учитель, который смог бы доказать обратное. Может быть, кому-то покажется странным, но именно образовательная область «Технология» предоставляет большие возможности для творческой деятельности педагога, способного передать свои идеи ученикам. Ведь на уроках технологии чертят, шьют, кроят, строгают, выпиливают лобзиком не только для того, чтобы просто собрать очередную табуретку по заготовленной схеме или сшить фартук по лекалу. Эти навыки нужны им для решения инженерных задач весьма широкого диапазона: от создания простых игрушек до проектирования сложнейших механизмов, а также для развития дизайнерских навыков.
Кроме того, уроки технологии тесно связаны с основами всех наук: математикой (расчеты схем), черчением (конструирование схем), химией (свойства конструкционных материалов), физикой (принципы работы машин и механизмов, физические законы, лежащие в основе их работы). Можно найти множество точек соприкосновения с биологией, ИЗО, ОБЖ, историей, а также с русским и иностранными языками. Межпредметная связь на уроках технологии, можно сказать, встречается на каждом шагу.
И если скептики считают, что предмет технология изжил себя, что его следует трансформировать в ИКТ или робототехнику, то они глубоко ошибаются. Дополнить программу новшествами можно и нужно, но строгать, пилить, забивать гвозди, шить, вязать, готовить еду - научить все это делать, остается на все времена актуальным.
Всегда ли есть возможность у родителей научить всему этому детей дома? Конечно же, нет! Всегда находится причина «отложить на потом». А потребность такая есть в самой природе ребенка.
Ввести учащихся в мир созидательного труда, подготовить их к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей – вот основные задачи трудового обучения в школе.
Когда была открыта наша Краснохолмская средняя школа №3, очень активно формировалась ее материально-техническая база. Именно первый директор школы Анатолий Аблекович вместе с учителями создали в школе кабинеты технологии для девочек и мальчиков. В них было все для успешного освоения учебных программ того времени. А ведь это было 40 лет назад. Приняли детей в эти кабинеты на уроки труда: Ибаев Роман Федорович и Белоглазов Сергей Николаевич – мальчиков, Панфилова Анель Александровна и Карамова Мая Зариповна – девочек. Именно они учили детей навыкам работы с инструментами, знакомили со станками, учили работать на швейной машине, вязать, готовить. «Какой же был аромат пирогов, когда девочки начинали изучать раздел «Кулинария»! А как мальчики с удовольствием ремонтировали школьную мебель: парты, столы и стулья» - вспоминают ветераны. Причем у каждого ребенка на каждый урок был свой комплект инструментов. Да, было именно так!
Позже в школу учителем обслуживающего труда пришла работать Новикова Татьяна Николаевна, которая в течение 36 лет учила девочек навыкам домоводства. Сколько душевных сил и энергии отдала она своим ученикам, научив их правильно и просто разбираться не только в технологических картах, но и в законах жизни. Главная награда за труд, по словам Татьяны Николаевны, – это правильный выбор профессии и успешность ее выпускников в жизни.
На смену Роману Федоровичу пришли работать Лобов Андрей Николаевич и Белоглазов Сергей Николаевич. Это была очень дружная кафедра учителей технологии. Сергей Николаевич ушел из школы, сменив профессию, а Андрей Николаевич проработал учителем технологии и ИЗО более 40 лет. Для своих коллег Андрей Николаевич – образец дисциплинированности, трудолюбия и жизнерадостности, а для учеников – неиссякаемый источник остроумия, весёлых шуток, поучительных историй. Андрей Николаевич умело и оригинально передавал ученикам свое мастерство, любовь к техническому труду и изобразительному искусству. На его уроках мальчишкам всегда было интересно: содержательные занятия, разнообразные проектные и исследовательские работы, которые расширяют кругозор учащихся, прививают художественный вкус, формируют творческий подход к любимому делу. А еще он талантливый художник и скульптор. Ежегодно созданные его руками ледяные сказочные персонажи украшают новогодние городки села и школы. На сегодняшний день предмет изобразительное искусство ведет молодой, целеустремленный учитель Нурисламова Гульнара Ахнафовна.
Меняются времена, меняются и образовательные стандарты. Сама жизнь стимулирует рождение инновационных проектов, реализация которых дает новые, небывалые до ныне возможности для детей.
Сегодня требования к преподаванию технологии несколько сменили свой вектор. Надо уметь самому учителю, и научить своих учеников разрабатывать проектные и исследовательские работы, защищать их, владеть навыками работы с интерактивной доской, обладать умениями роботомоделирования, конструирования и программирования. Нашим учителем Альбиной Зуфаровной создана учебная программа комбинированного типа на базе возможностей специализированного кабинета «Точка роста», которая прошла экспертизу Министерства Образования РБ и даже рекомендована как базовая для школ, в которых есть кабинеты «Точка роста». Появилось большое количество авторских образовательных программ, в которых ярко проявляется индивидуальный стиль каждого педагога. Сегодня, работающие в школе учителя технологии, успешно внедряют новые программы. Зинурова Альбина Зуфаровна и Абсалямов Идель Мухаметович идут в ногу со временем. В школе гендорного обучения предмета технологии учебная программа для класса одна, но стартовые возможности для интеллектуального роста у детей одинаковые. В этом есть свои плюсы. Вы представить себе не можете, какие смелые дизайнерские идеи рождаются в головах детей! Они восхищают, поражают, порой забавляют, но не оставляют равнодушными никого.
На первый взгляд кажется, что новые педагогические технологии – это громкие заявления и не больше. Разумеется, нет! Когда ребенок пытается создать какой-либо проект, ему, как никогда, требуется помощь педагога, потому что индивидуальное сопровождение такого проекта неизбежно. Вот с этого и начинается личностно-ориентированное обучение. И возможности у предмета «Технология» для этого обучения очень большие!
Коллектив Краснохолмской СОШ №3.