Все новости

В одном ряду с героями-панфиловцами

 О подвиге Тимиряя Кубакаева написано много. Немало в увековечении памяти героя сделал Алексей Семёнович Исекеев. Истинный знаток краеведения, по крупицам восстанавливал страницы истории этого подвига, привлекая в это священное дело юных следопытов.

В одном ряду с героями-панфиловцами
В одном ряду с героями-панфиловцами

подвиге Тимиряя Кубакаева написано много. Немало в увековечении памяти героя сделал Алексей Семёнович Исекеев. Истинный знаток краеведения, по крупицам восстанавливал страницы истории этого подвига, привлекая в это священное дело юных следопытов.

В дни празднования 60-летия освобождения Тарасовского района от немецко-фашистских захватчиков мне посчастливилось встретиться с однополчанином Тимиряя Кубакаева – Танцуровым Николаем Александровичем.

…Позвякивая боевыми орденами и медалями, в нашу уютную гостиную комнату вошел крепкий пожилой человек в майорских погонах. Только при беглом взгляде на военном кителе ветерана я насчитал 2 Ордена Отечественной войны, 2 ордена Красной Звезды, орден Славы, 3 медали «За отвагу». Рядом с боевыми орденами виднелся орден Трудового Красного знамени.

Узнав о том, что мы из Башкирии, он очень обрадовался .

- До сих пор в моих глазах прибытие в наш полк пополнения из Башкирии, - сказал он, знакомясь с нами.

- Смелые ребята были, меткие стрелки. Хорошо ориентировались в любой местности. С ними не страшно было ходить в разведку…

В тот вечер Николаю Александровичу не спалось. А мне было приятно сидеть рядом с таким замечательным человеком, фронтовым разведчиком, комсоргом роты, прошедшем всю войну, вернее проползшем всю Европу, слушать его воспоминания.

…Маленькая, затерявшаяся в степи станция Красновка (Донская) в начале 1943 года приобрела важное стратегическое значение. Для блокированного советскими войсками многотысячного фашистского гарнизона Миллерово железная дорога на Ворошиловград оставалась единственным путем отступления на Украину.

Командование 130 гвардейского полка приняло решение овладеть станцией Красновка и перерезать железную дорогу Миллерово-Ворошиловград.

Гитлеровцы превратили станцию в мощный опорный пункт. Здесь было расположено 35 ДЗОТов, 37 домов оборудованы для круговой обороны. Красновку окружало несколько рядов проволочных заграждений.

На больших открытых участках между домами немцы соорудили вал из соломы, перемешанной со снегом. Накануне штурма в оттепель вал оледенел. Затем, когда ударил мороз, он превратился в непреступную стену.

- Овладеть станцией Красновка – трудная и опасная задача, - сказал своим солдатам командир роты лейтенант Ликунов. – Требуются не только отличные солдаты, но и даже альпинисты. Вон там ледяной вал, - и он указал вдаль, где виднелась возвышенность.

…Отобрали лучших из наиболее отважных бойцов. Учитывали все: характер, выносливость, умение преодолевать горные преграды. Командир роты лейтенант Ликунов с радостью подумал, что в этой штурмовой группе и русские, и украинцы, и башкиры, и марийцы, и евреи… Словно представители многих народов слились воедино, чтобы первыми начать штурм и освобождение донской земли.

На рассвете 15 января гвардейцы пошли в атаку. Гитлеровцы открыли мощный огонь из всех видов оружия. Достигнув окраины станции Красновка, цепи атакующих залегли под сильным огнем немцев. И лишь одна группа из 13 бойцов смогла преодолеть проволочные заграждения и ледяной вал и ворвалась на станцию. Это были воины 130-го стрелкового полка 44-й гвардейской стрелковой дивизии: командир роты лейтенант И. С. Ликунов, командир взвода младший лейтенант И.В. Седов, сержанты В.А. Васильев, Н.М. Севрюков, Т.К. Кубакаев, красноармейцы Е.П. Котов, А.А. Курбаев, Н.Н. Немировский, И.А. Полухин, К.И. Поляков, Н.И. Сирин, И.И. Тарасенко, З.Т. Утягулов.

Весь день 13 смельчаков вели неравный бой в окружении. Несколько раз немцы предлагали им сложить оружие, прекратить сопротивление. Но в ответ неслось: «Гвардия не сдается!»

В перерывах между стрельбой гвардейцы слышали, как наша артиллерия «обрабатывает» тылы противника. Значит, скоро должна подойти пехота.

- Десять раз подразделение командира Тишакова пробовало перевалить через ледяной вал и выручить своих товарищей. Но противник вел по валу губительный артиллерийский огонь, преграждал путь, вспоминает Николай Александрович.

К исходу дня на помощь группе Ликунова были посланы еще 15 автоматчиков. Но 13 из них погибли, два тяжело раненных бойца приползли обратно.

Поздней ночью гитлеровцы подобрались к домам, из которых отстреливались гвардейцы, обложили их соломой, облили бензином и подожгли.

Но и это не смогло заставить героев сдаться врагу. Часть их сгорела заживо, предпочитая мученическую смерть плену.

Остальные, выйдя из горящих хат, погибли в последней рукопашной схватке.

Герои пали смертью храбрых, нанеся ощутимый удар врагу. Движение через станцию Красновка было парализовано, вести восстановительные работы немцам группа лейтенанта Ликунова не давала своим огнем целый день.

…Николай Александрович Танцуров, ворвавшись со своими однополчанами на станцию в ночь на 18 января 1943 года, на полуобгоревшей стене одной из хат, где оборонялись бойцы лейтенанта Ликунова, увидели надпись «Смерть фашизму!», сделанную окровавленным бинтом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года всем тринадцати воинам посмертно было присвоено звание Героев Советского Союза.

На следующий день дивизионная газета «Боевой путь» о подвиге гвардейцев писала так: «Имена героев становятся в один ряд с двадцатью восемью героями-панфиловцами».

В. Акиев.

на снимке: Тимиряй Кубакаевич Кубакаев, 25 мая, 1940 год, город Молотов (Пермь), Калтасинский районный историко-краеведчнеский музей

 

 

 

 

 

Автор:
Читайте нас: