Все новости
Люди района
29 Мая 2018, 11:56

Был такой человек, и все звали его Закройщик

Мою маму зовут Настя, а папу Никита. Как в сказке – Настенька и Никитушка. Жили как в сказке, по гостям ходили, гостей привечали, но недолгой она была. Прожив 13 лет, не стало доброго молодца Никиты, тут сказка бы закончилась, но осталось у Настеньки 4 детей.
Как во всех сказках есть и хорошее, и плохое, и веселое, грустное и счастливое.
Папа был удивительным человеком и замечательным закройщиком, портным, как сейчас говорят –кутюрье. Любил свое дело, делал это с душой. Кроил и шил костюмы, платья, пальто, головные уборы, брюки.

Одежду шил качественно, люди долго ее носили и всегда добрым словом вспоминали даже тогда, когда его не стало, на протяжении долгого времени. Помню в школе одноклассник говорит, что папа мой сшил его маме пальто, и она до сих пор его носит. Это было где-то 86-87 гг. И так многие, кому он шил, а шил он всем.
Мама рассказывает, что папа вставал в 5 часов утра и уходил на работу. До 9 часов утра уже выкраивал 10 пар брюк, чтобы швеям работа была. А Дом быта находился рядом с домом, где мы жили. Сейчас на этом месте построили новый детский сад. Я помню это здание с большим крыльцом. Папину мастерскую. На шее всегда висела лента – сантиметр, а за ухом карандаш и большой стол закройщика.
Похоронили папу в Бирском районе на его Родине в деревне Чишма. Мама, конечно, хотела, чтобы был погребен здесь, где жил и работал. Но тогда на кладбище Старого Холма хоронили только русских. А шил всем и марийцам, и русским, и татарам, и удмуртам. В моем представлении хороший человек – это ведь не принадлежность к какой-либо нации, это его поступки, его отношение к людям, к жизни…
Вот папа наш. Его нет 40 лет, но все, кому довелось в жизни быть рядом с ним, работать с ним, они все помнят его. Даже если кто его не знал, они по рассказам других людей его уважают.
У нас в поселке 3 швейных салона, швеи не застали его живым, не работали с ним вместе, но они по рассказам своих коллег знают его, потому что всегда слышали: – Вот сейчас бы Никита Яншеич так поступил бы…

Нас мама воспитывала его именем: – Вот отец бы сейчас так сказал, вот отец бы сейчас так сделал…

А в пору дефицита, когда ни конфет, ни сладостей нет, когда все по талонам, мама говорила: – Был бы жив отец, он бы вам принес… И у нас только от этого во рту сладко становилось. Потому что, папа бы обязательно принес, мы это знали. Каждый день он нас удивлял, что-нибудь вкусное приносил. Или вещи, когда был дефицит на все, мама говорила, был бы отец, он бы сшил. А потом мы подросли и сами стали шить.

…Как-то у его могилы стояли, мы уже взрослые, у нас дети, мама начала ему рассказывать про жизнь, про детей, про внуков, как живому. А ведь мы всегда так жили, у нас всегда папа был рядом. Мы папу чувствовали. Даже сейчас, в какой-то ответственный момент – мама ставит его фотографию на стол и рассказывает ему, кто-то экзамен сдает, кто-то диплом защищает…
Мама дорогая, спасибо тебе за это, что провела нас по жизни так, что мы всегда чувствовали, что папа рядом. Оформляя пенсию по потере кормильца (фиксированная сумма, независимо 2,3 или 4 ребенка) ей сотрудник собеса сказал: «Постарайся, чтобы твои дети ни в чем не нуждались…» И мама старалась…

Маму все знают как жену закройщика. Был случай в 80-х годах. Приходит письмо из Нефтекамска, а адрес такой: «с. Калтасы, ателье, жене закройщика Насте». Нам тогда по-нашему домашнему адресу вмиг его доставили в п. Краснохолмский.
Сейчас маме 81 год. Она радуется 9 внукам и одной правнучке. С папой они прожили всего лишь 13 лет, но на всю жизнь она осталась как жена закройщика Настя, а мы – дети закройщика. В свою очередь наши дети – внуки закройщика Никиты Яншеича.
…28 мая 1978 года, ровно 40 лет как не стало Мурзанаева Н.Я.
Л. Мурзанаева,
Читайте нас: