Все новости
Люди района
1 Марта 2021, 19:00

Овцеводство и овощеводство. Столь разные направления развивает в своем хозяйстве Маил Велиев

Овцы и теплицы. Рифму в этих словах еще можно усмотреть, и то с большой натяжкой, а вот значения слов, явления никак не стыкуются. Но, как оказалось, при желании и несовместимое можно совместить. Это доказывает на примере своего хозяйства фермер Маил Велиев.

Овцы и теплицы. Рифму в этих словах еще можно усмотреть, и то с большой натяжкой, а вот значения слов, явления никак не стыкуются. Но, как оказалось, при желании и несовместимое можно совместить. Это доказывает на примере своего хозяйства фермер Маил Велиев.
Хозяйстов Маила Аждар оглы находится в деревне Козлоялово Амзибашевского сельского поселения и представляет собой овцетоварную ферму с прилегающим к ней пастбищем и сенокосным угодием в 200 гектаров. И еще шесть теплиц рядом обустроены на площади 1,2 гектара.
- Овец на фермере сейчас у меня более 100 голов, не считая барашек и ягнят. Тридцать из них окотились, некоторые двойней, а потому сорока ягнятами приросло общее поголовье. И еще прирастет. Основной окот по прикидкам будет в марте, - рассказывает Велиев. – На зиму заготовил было 150 рулонов сена. Более половины из них начиная, считай, с третьей декады октября уже вскормил. Оставшегося сена до пастбищного сезона хватит, думаю, с лихвой. Даже с расчетом того, что поголовье на ферме будет сейчас расти не по дням даже, а по часам.
В советские времена почти в каждом колхозе в районе была своя овцеферма. В девяностые годы их число неуклонно стало сокращаться, пока овцеводческой отрасли в хозяйствах и вовсе не стало. Такая же участь тогда постигла и свиноводство. С последним понятно, слишком затратным оно оказалось для хозяйств с приходом капиталистических отношений в экономику. У овцеводства минимум затрат в сравнении с другими животноводческими отраслями. Но почему-то фермы все равно ушли под нож. Хотя в частном секторе овец, как держали, так и держат. А вот поголовье КРС и свиней у населения сокращается. Ну да ладно, не будем вдаваться в рассуждения о том, почему не стало овцеферм в недалекие еще, но все же прошлые девяностые. Это нам уже историки аналитики расскажут. Только вот с той поры около полутора десятка лет ни одно хозяйство в районе не бралось развивать овцеводческое направление в животноводстве. Лишь в последние годы в некоторых фермерских хозяйствах стало появляться поголовье овец. И в их числе, как видим, КФХ Маила Велиева.
Хозяйство Велиева молодое, лишь четвертый год оно значится в списке хозяйствующих субъектов района, а потому Маила можно назвать начинающим фермером. И надо сказать, что начало хорошее. Были мы на его ферме. Маил укрепил старое заброшенное здание бывшего откормочника КРС, которое приобрел у местного сельхозкооператива, оформил 200 га пустующих рядом полей и завез сюда десяток овец, среди них и несколько голов романовской мясной породы. Сейчас, как видим, только овцематок у него более 100 голов. Поголовье растет. Здание фермы разделено на три отделения: хозблок, овчарня и утепленное помещение для новорожденных ягнят с их мамами. При переходе из овчарни в помещение для ягнят сразу ощущается тепло, хотя и нет там никакого специального отопления.
Есть на ферме электричество, есть вода артезианская. Из пятидесятиметровой скважины Маил ее качает для своих овец. А летом использует для орошения своего тепличного хозяйства.
- Теплицами я занялся так, между делом, - говорит Маил. – Здесь ведь и раньше была ферма. Навоз рядом складировали. Земля вокруг один перегной. Грех было не воспользоваться таким плодородием. Сначала одну теплицу поставил, потом вторую, сейчас их у меня уже шесть, гектар земли под ними. Выращиваю обычные для нас помидоры, огурцы, перец. В прошлом году и на открытый грунт высаживал – тоже хороший урожай получил. Говорю же, земля здесь настоящий клад, никаких удобрений не надо. Навоз из-под моих овец еще не перегнил, но в дальнейшем и он в дело пойдет.
Мы говорим, что овцы и теплицы никак не совместимы. Оказывается еще как совместимы, если с умом и хозяйственной смекалкой к делу подойти.
Зимой Маил один с хозяйством управляется, а весной на сезон помощников нанимает. Вернее помощниц, пятеро женщин у него обычно работают. За тепличным хозяйством ухаживают, урожай собирают и овец стричь помогают. Летом забот не впроворот. И самая тяжелая и ответственная из них – это продать продукцию.
- Ярмарки, рынки помогают, но только одними ими вопросы сбыта не решить, - говорит Велиев. – Не могу же я постоянно на рынке стоять, кто тогда здесь в хозяйстве будет работать. Поэтому я стараюсь договариваться на взаимовыгодных условиях с магазинами, с перерабатывающими предприятиями, с пимокатными организациями. Одним словом, продукция у меня не сгнивает. Нахожу я потребителя и для мяса, и для шерсти с овчиной, и для овощей.
Маил Аджар оглы – человек не молодой, с большим жизненным опытом. С женой Айгуль двоих детей вырастили. Дочь Салиха вышла замуж и переехала к мужу в Азердбайджан, сын Асим учится в ВУЗе в Казани.
Интересна судьба Маила Велиева. В плане его трудовой деятельности. В ней совместились несовместимые на первый взгляд вещи. Как и в первом нашем случае. Родился Маил в сельской местности в Азербайджане. В молодости занимался коврами ручной работы. Свои изделия на продажу даже в соседний Иран возил. В России он обосновался в начале нулевых двухтысячных.
- Приехал в Пермь к родным в гости, - рассказывает Маил. – В кафе с соседом по столику разговорился. Оказался начинающим бизнесменом в сфере переработки молока. В большом производственном отношении тема для меня, конечно, была далекая, а вот в малом, в деревенском плане, знакомая. Я поделился с ним с рецептом моих бабушек по приготовлению сыра. Собеседник мой заинтересовался и вскоре после этого предложил мне поработать у него технологом-сыроделом. Так я и остался в России, гражданство получил, семью привез в Пермь. Дети тогда еще маленькие были, в первый класс в школу пошли уже здесь.
Сыр «Бархат» технолога-сыродела Велиева полюбился в Пермском крае. О Маиле Аджар оглы писали даже газеты и журналы Перми. В конкурсах молочной продукции в крае призовые места занимал. Но бизнес – дело рисковое. Предприятие обанкротилось, Маил остался без работы. В поисках приложения в дело своих рук и опыта оказался в Нефтекамске. Долго думал и решился попробовать свои силы в сельском хозяйстве. А то, что получилось, мы уже знаем.
- Везде есть хорошие люди, готовые помочь ближнему, - говорит Велиев. – Я очень благодарен отделу сельского хозяйства администрации Калтасинского района, работникам ИКЦ за то, что поверили в меня, помогли с оформлением земли, хозяйственных построек. У меня есть огромная желание дальше развивать хозяйство. И именно овцеводство. Перспективы у него большие, ниша на рынке не завалена еще продукцией.
Маил Велиев умеет работать, знает, как и что делать, и в делах и в судьбе совмещая несовместимое.
Читайте нас: