Все новости
Люди района
17 Июля 2022, 15:20

Василий Имасев был личным водителем дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева

9 июля республика торжественно отметила 100-летие со дня рождения военного летчика дважды Героя Советского Союза Мусы Гайсиновича Гареева. Василий Имасевич Имасев без малого почти 30 лет проработал за баранкой, «намотал» по дорогам республики и страны миллионы километров. Из них 4 года – на особом счету: их Имасев проехал вместе с легендарным военным летчиком дважды Героем Советского Союза Муса Гайсиновичем Гареевым.

Василий Имасев был личным водителем дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева
Василий Имасев был личным водителем дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева

9 июля республика торжественно отметила 100-летие со дня рождения военного летчика дважды Героя Советского Союза Мусы Гайсиновича Гареева.

 

Василий Имасевич Имасев без малого почти 30 лет проработал за баранкой, «намотал» по дорогам республики и страны миллионы километров. Из них 4 года – на особом счету: их Имасев проехал вместе с легендарным военным летчиком дважды Героем Советского Союза Муса Гайсиновичем Гареевым.

Василий Имасев родился в 1929 году в деревне Амзибаш, вторым ребенком в обычной крестьянской семье. Его отец, Имась, был призван на фронт сразу в 1941 году, а уже в 1942 году семья осиротела.  Мать, Изика осталась тогда одна с четырьмя детьми на руках: с тремя сыновьями и дочерью, самой младшей тогда было 4 года.

Учился Василий в школе старательно  и успешно закончил 7 классов, еще в годы в Великой Отечественной войны.  В те роковые годы невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство. 

Несмотря на свой юный возраст, Вася трудился наравне со всеми. В последние годы Великой Отечественной войны начал работать помощником тракториста. Учился в Кельтеевской МТС на тракториста.

В год Великой Победы Василию было 16 лет, и он помнил всеобщую радость и ликование.

В 1951 году уехал на учебу в Уфу, учился на шофера. Устроился водителем в Башнефтезаводстрой, был водителем главного инженера.

В 1964 году на Родину вернулся военный летчик, дважды Герой Советского Союза Гареев Муса Гайсинович. Он был избран председателем ДОСААФ Башкирского обкома партии. И Василия Имасева назначают личным водителем Мусы Гайсиновича.   

Василий Имасевич вспоминал, что приходилось много ездить, за 4 года объездили всю Башкирию вдоль и поперек. Машина всегда была в полной боевой готовности. Самого Мусу Гайсиновича он характеризовал исключительно по-доброму, что он был простым, не кичливым, не особенно строгим. С подчиненными общался на равных. Никогда он не хвалился своими героическими делами. Был человеком чрезвычайно аккуратным, как и подобает военному. Муса Гайсинович любил свой Илишевский район, родную деревню, своих земляков и они его уважали и любили.  По возможности всегда ездил на малую родину, к своим родным.

С 1982 года до выхода на заслуженный отдых Василий Имасевич работал водителем на машине РАФ при автоколонне Совмина, возил инистранные делегации. Тогда Имасеву Василию Совмин приобрел новый костюм, галстук и ботинки, чтобы шофер всегда выглядел опрятным перед иностранцами. Любил свой труд и душой прикипел к «баранке» за десятилетия работы.

В. Иванов

 

В память о легендарном летчике.

Основные юбилейные торжества, посвященные 100-летию дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева, прошли 8 июля на малой родине героя в Илишевском районе и 9 июля в Уфе. К этим датам были благоустроены памятники, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память легендарного летчика. На территории Уфимского авиационного университета реконструируют постамент с самолетом МИГ-19, который 7 мая 1974 года открывал Муса Гареев.

 

Муса Гайсинович Гареев

 Муса Гареев – участник Великой Отечественной, дважды Герой СССР. Совершил рекордные 250 боевых вылетов, участвовал в крупных освободительных операциях на территории Советского Союза и Восточной Германии.

Будущий летчик родился 9 июля 1922 года в башкирской деревушке Илякшиде в Белебеевском уезде. Муса стал единственным сыном бывшего военного Гайсы и его жены Гульнафисы. Это была обычная крестьянская семья со средним достатком: на подворье имелись две коровы, несколько телят, мелкий рогатый скот и птица. Участок земли был небольшим, но Гареевым этого хватало.

В конце 1920-х жители Илякшиде сообща начали строительство деревни Таш-Чишма и организовали там коллективное хозяйство. Несмотря на это, начальную школу Гареев-младший окончил в родной деревне, а уже седьмой класс оканчивал в соседнем Бишкураево. Пришла пора получать специальность, и юноша вместе с приятелем подал документы в Уфимский железнодорожный техникум Наркомата путей сообщения. Параллельно поступил в аэроклуб ОСОАВИАХИМа, чем привел в ужас мать, которая боялась за жизнь сына. Отец же, напротив, оценил мужество наследника и дал свое благословение.                                                                                                                                                                                                                  Призван в армию 15 декабря 1940 года Ждановским райвоенкоматом города Уфы Башкирской АССР.                                                                                Самолеты и все, что с ними связано, стали смыслом жизни молодого человека. Получив диплом техникума, Гареев уехал в Саратовскую область, где поступил в военно-авиационную школу города Энгельс. В конце 1942-го был призван на фронт.

Муса Гайсинович стал солдатом 944-го авиационного штурмового полка.  В битве под Сталинградом башкирский паренек получил свою первую награду – орден Красной Звезды. За год до окончания войны он уже командовал целой эскадрильей, брошенной на врага, засевшего в Крыму и Беларуси. За подвиги в небе Мусу дважды представляли к званию Героя Советского Союза и несколько раз к другим наградам. Он стал первым в родной республике, кто стал двукратным Героем СССР.

Всего за военную карьеру Гареев осуществил 250 вылетов защищая небо России, Польши, Литвы, Восточной Пруссии и Донбасса. Он дослужился до полковника, участвовал в первом Параде Победы и получил десятки советских и иностранных наград. Удивительно, но за все военные годы герой не получил ни одного серьезного ранения, лишь незначительные царапины.

После долгожданной победы Муса Гайсинович стал летчиком транспортной авиации. Параллельно отучился в Военной академии и избрался в депутаты. По долгу службы Гареев побывал во многих городах на разных континентах. Долгое время семья летчика жила в столичной коммунальной квартире, куда нескончаемым потоком шли люди, нуждающиеся в помощи. Прославленный ас старался помочь каждому.

С 1964 года по состоянию здоровья в запасе. Жил и работал в Уфе. Был председателем Башкирского республиканского комитета ДОСААФ с 1965 по 1977 год.

Депутат Верховного Совета СССР 2-го — 4-го созывов (1946—1958 годы), депутат Верховного Совета Башкирской АССР 7—9-го созывов

В 1973 году впервые опубликовал автобиографическую книгу «Штурмовики идут на цель» по мотивам Великой отечественной войны

Умер М. Г. Гареев 17 сентября 1987 года в возрасте 65 лет после продолжительной болезни. Похоронен в Уфе в Парке Победы.

 

 

Фото из личного архива В. Иванова

 

Василий Имасев был личным водителем дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева
Василий Имасев был личным водителем дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева
Автор:Елена Акиева
Читайте нас: