… Перед общим строем генерал-майор зачитал приказ о награждении Исакая Исангулова орденом. – Товарищ генерал, - обратился он, - разрешите вместо ордена – отпуск домой…
Недавно по каналу «Победу» российского телевидения демонстрировали художественный фильм, где молодой солдат Алеша, подбивший немецкий танк, обращается к генералу: «Мне бы домой, увидеть маму… А орден мне не нужен…»
Также было во время войны и с нашим земляком Исакаем Исангуловым, уроженцем деревни Калмаш. Был он тогда командиром саперского 129-го мотоинженерного батальона. Отделение под его командованием разминировало более 100 противотанковых и противопехотных мин. Направив наступающую пехоту в разминированный проход, саперы обеспечили успешное продвижение и техники, и артиллерии.
Благодаря умелым действиям саперов-разведчиков, полк без больших потерь занял удобною во всех стратегических отношениях позицию. Утром начальник политотдела, построив весь полк, зачитал приказ о награждении отличившихся в бою солдат. В списке была и фамилия Исакая Исангулова.
- Товарищ генерал, - обратился он к начальнику политотдела, - Разрешите вместо ордена отпуск на Родину. Хочу хоть одним глазом посмотреть свою родную дочь. Я ее не видел, а орден у меня уже есть….
- Так и быть, - сказал начальник политотдела, - Ты это заслужил. И в феврале 1944 года он побывал дома. Вся деревня собралась в доме Исангуловых, чтобы повидаться и поговорить с героем. Многие со слезами на глазах спрашивали: - Не видел ли ты случайно моего Петра, Ивана, Степана…
Такие случаи на войне были единичными. Отпуска во время войны, когда решалась судьба Родины, объявлялись солдатам только за исключительную храбрость.
…В армейский строй Исакай встал в довоенном сороковом. До этого он успел поработать два года председателем колхоза. Образование у него было всего лишь 2 класса. Учился только 2 месяца на курсах «Долой неграмотность». Но то, что парень был очень смышлёным, ему дали свидетельство о двухлетнем образовании. Теперь он боец Красной армии. Приняв присягу 10 сентября, Исакай стал служить в танковом полку сапером, а вскоре его назначили командиром отделения.
Началась война. Мотоинженерный батальон, где служил Исангулов, был брошен на защиту столицы. Участник многих оборонительных, затем и наступательных боев, гвардии красноармеец сапер-минер не раз отличался своим мужеством на переправах рек, выполнял боевые задания по разминированию дорог для прохода боевых машин устанавливая мины в тылу врага.
12-я инженерно-саперная бригада после разгрома немцев под Москвой с Западного фронта была переведена на Брянский, а затем в составе Волховского фронта участвовала в окончательном снятии блокады города Ленинграда, за что был награжден медалью «За оборону Ленинграда».
А вот следующий нагрудной лист Исакая Исангулова: «Ефрейтор Исангулов И.И. преданный партии Ленина-Сталина боец. При строительстве переправы под узкоколейную железную дорогу через р. Волхов ефрейтор Исангулов по 10-15 часов в воде собирал понтоны, не жалея сил для выполнения задания, чем увлекал всех бойцов и способствовал своевременном у выполнению задания.
На строительстве дороги Уварова-Сосенка, он работал по 20-22 часа в сутки выполнял задание на 150-180%, чем также способствовал быстрейшему выполнению задания по пропуску боевой техники к фронту. Морально устойчив, идеологически выдержан.
За честный и самоотверженный труд, за доблесть проявленные при выполнении боевого задания ефрейтор Исангулов достоин награждения медалью «За боевые заслуги».
Командир 156 инж. саперного батальона майор Резников.
Так, совершая подвиги, боец Исангулов продолжал двигаться на Запад, освобождая города и села от фашистов. Об этом говорят и благодарности от имени И. Сталина. Всего их у него девять: за отличные боевые действия при прорыве обороны немцев на реке Великая, южнее города Остров, за взятие городов Восточный Померании, Шляхау, Козлин, Штольн, Гдынья и других.
Ефрейтору Исакаю Исангулову приходилось участвовать и в разведке в глубоком тылу врага. Об этом говорится в очередном наградном листе нашего героя:
«…Гвардии ефрейтор Исангулов И.И. с риском для собственной жизни дважды выполнял задания командования по инженерной разведке в тылу у противника в составе групп глубинной разведки.
С 25 по 29 августа собрал ценные сведения о реке Гауя и оборонительных сооружениях противника на западном берегу реки в районе Лейзенак.
С 12 по 14 августа собрал сведения о промежуточном рубеже противника, прикрывающем Кранке-Бриожи.
Данные разведки своевременно доставлены командованию.
Достоин награждения орденом Славы III степени.»
И. о командира отдельной моторизованной инженерно-разведывательной роты лейтенант Кузнецов . 12 октября 1944 г.
После разгрома фашистской Германии саперную бригаду, в которой служил ефрейтор Исакай Исангулов, перебросили на Дальний Восток. И здесь тоже отличился, участвуя в важнейших операциях по разгрому квантунской армии.
На войне Исакай Исангулов каждое утро, встав перед восходом солнца, благодарил бога за то, что остался живым и невредимым. И так до конца войны. Хотя он был коммунистом (в партию вступил в 1941 году), верил в существовании какой-то силы, которая оберегала его от пуль и от других опасностей. И домой Исакай вернулся без единой царапины, без единого ранения.
После войны коммунист-фронтовик 4 года руководил колхозом, а затем полеводческой бригадой. Будучи бригадиром он в своей деревне организовал моления. Узнав об этом, его, как коммуниста, пригласили в бюро райкома партии.
- Положи партбилет на стол, - сказал ему секретарь райкома партии.
- Я вступил в партию в то время, когда многие свой партбилет сжигали, - спокойно ответил Исакай секретарю райкома партии. – Билет этот вручил мне политрук перед наступлением. Поэтому не вам отнимать его и не вам исключать меня из партии…
Хлопнул дверью и ушел из райкома. Из партии, конечно, его исключили, заочно. Но партбилет никому не отдал. И когда хоронили его, положили и партбилет и все его боевые награды.
…Говорят, сапер ошибается только один раз. Солдат Исакай в жизни ни разу не ошибся. До конца своей жизни остался верным своим идеалам, своим жизненным принципам.
В. Акиев