Жизнь в условиях многонационального региона, каким является Башкортостан, требует особых социальных навыков. Наше село также населяют люди многих национальностей, вероисповеданий. В одной группе детских садов с Краснохолмский могут быть русские, башкирские, татарские, удмуртские, марийские и даже азербайджанские детишки. Развивать навыки общественного бытия необходимо с детства, когда в детских душах не посеяны еще ядовитые семена национальных распрей. Задача педагогов детского сада – сформировать у детей основы толерантности, взаимоуважения и навыки совместного проживания.
Патриотизм по определению это «Преданность и любовь к своему отечеству и своему народу» (словарь Ожегова). В дошкольном возрасте патриотизм – это воспитание в ребенке человеческих качеств, начиная с элементарного чувства привязанности.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. Особенно это актуально в наши дни, когда среди части населения возникают противостояния по данным проблемам. Гуманное отношение к людям разных национальностей.
Суть можно свести к тому, что мы разные, но хотим жить вместе. Для этого нужна толерантность. Как, когда и где ей учиться? А, может, не учиться, а просто особенно тщательно с детского возраста сохранять неистребимый интерес друг к другу, желание быть понятым. Быть может, со временем, эти качества перерастут в нормальное человеческое уважение, не только себя, но и других. Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.
Следовательно, задача для педагогов стоит немаловажная: построить учебно- воспитательный процесс таким образом, чтобы к концу дошкольного периода ребенок понимал, что рядом с ним люди, такие же, как и он, и в то же время отличные от него. Тогда у ребенка рождается чувство значимости другого; переживания приобретают личностную окрашенность; на основе сопереживания рождаются сочувствие и сорадость; формируются начала нравственного сознания.
Огромную помощь в реализации воспитательных задач оказывают праздничные мероприятия. Их яркая программа, доступно и ненавязчиво дает детям те, или иные знания, учит добру, уважению, терпению, смелости, решимости и другим хорошим человеческим качествам.
Педагогами Краснохолмского детского сада №1 «Теремок» в этом учебном году были проведены несколько мероприятий, направленных на формирование симпатии и уважения к людям разных национальностей. Но самым значимым из всех стал праздник «Мы разные, но все мы вместе», приуроченный Году культурного наследия народов России, а также Дню национального костюма, проводимого 15 апреля.
Все дети были в национальных костюмах. Представлены были русский, башкирский и марийский народы. Каждый народ познакомил со своей культурой, одеждой, бытом, традициями…
Интересно зазвучали народные инструменты в исполнении русского оркестра.
Башкирский народ познакомил с легендой «Семь девушек», народной игрой «Юрта» а также исполнил песню М. Салимова на родном языке «Ямғыр уйнарға саҡыра» (Дождь приглашает играть).
Марийский народ представил задорный танец «Веревочка», который всегда удивляет своим размахом и никого не оставляет равнодушным. И стар и млад, к какой бы национальности не принадлежал человек, каждый пускается в пляс под звуки марийской танцевальной дроби.
До каждого ребенка педагогом была донесена мысль: «Россия – многонациональная страна. Это наш дом, где каждый из 130 национальностей живет в равноправии, мире, согласии, и имеет право на сохранение и развитие своей культуры».
Завершился праздник общей песней «Друзья» (слова К. Даяна, музыка М. Бикбовой). Текст песни очень точно подытоживает все происходящее на мероприятии:
Посмотрите, поглядите
Как мы дружно все живем,
Как мы празднично одеты,
Как мы весело поем.
Разных мы народов дети -
Вся такая детвора.
И на песню есть таланты,
И на пляску мастера.
Другу мы всегда поможем.
Мы находчивы, умны.
Своей дружбой укрепляем
Мы союз большой страны.
Хочется закончить словами С. Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
Мы уверены, что подобную воспитательную работу нужно продолжать и в дальнейшем. Она позволит сформировать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами; а также повысит знания у детей о культурных ценностях и традициях своей национальности.