Все новости
Новости
31 Октября , 15:24

Как воспитать гения?

В Калтасинском районе Башкирии для этого есть все возможности 

Как воспитать гения?
Как воспитать гения?

В школах Калтасинского района Республики Башкортостан создаются условия для развития технических способностей учеников, дающие отличный старт для приобретения востребованных профессий в будущем.

Сегодня много внимания уделяется теме профориентации школьников, развитию центров науки и образования. При этом нельзя не упомянуть о том, благодаря чему, а точнее будет сказать, кому, на самом деле, рождается интерес к той или иной сфере деятельности, и появляются будущие менделеевы, эйнштейны, кулибины...

Как это выглядит на деле? Для того, чтобы заинтересовать детей профессией, надо взять одного увлечённого взрослого, до самозабвения любящего свою работу, поместить его в школьную среду и дать возможность рассказать о своей профессии.

Ученикам Калтасинской первой школы повезло, в стенах этого учебного заведения уже третий год преподаёт Андрей Галяутдинович Гильметдинов. В обычной жизни он – инженер крупнейшей в России нефтепроводной компании «Транснефть». Правда инженером он был не всегда, в этой должности он трудится не больше года, а до этого целых двадцать лет он проработал в этой же организации слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике (слесарь КИПиА).

– Мне всегда было интересно, как работают разные электронные устройства, – говорит Андрей Галяутдинович. – Но это был долгий путь в профессию.  Когда я сам начинал этим заниматься, будучи ребёнком, у меня не было интернета, не было каких-то кружков, я просто сидел и «копался», при этом делал кучу всяких ошибок. Когда у меня не получалось, я от отчаяния всё бросал, потом, успокоившись, начинал всё снова… Я много чего переломал, много всяких приёмников, транзисторов. Мне, помню, сильно попадало. Но я старался понять, как это всё работает. Ведь если ты не знаешь, как устроен механизм, ты его никогда ни за что не починишь. Это важно – понять принцип работы устройства. Я шёл самым сложным путём. Но, научившись разбираться в электронике, всегда хотел что-то полезное оставить после себя, поделиться приобретёнными знаниями.

– Учитывая прогрессивные вызовы современности, надо успевать идти в ногу со временем, а здесь ребята получают базовые технические навыки. Это ведь начало будущих профессий, связанных с автоматизацией процессов?

– Даже если основная деятельность моих учеников не будет связана с электроникой, эти знания  всегда пригодятся. Главное, дать ребёнку направление, такой небольшой трамплинчик. А если у него пойдёт, он будет дальше развиваться, благо, сейчас информации предостаточно: можно и книжки почитать, и видеоролики посмотреть.

– У Вас до этого был опыт преподавания, или, может быть, Вы из учительской династии?

– Нет, учителей в нашей семье не было. Папа – военный, воспитывал нас с братом один. Сначала мы жили в Челябинской области. До третьего класса я учился там, а в 1984 году в четвёртый класс пошёл здесь, в Башкирии. Поселились мы в деревне у бабушки с дедушкой, я закончил восьмилетнюю школу, пошёл работать в кооператив «Диапазон» ремонтировал аудио-видеоаппаратуру. Отец не успевал нас поддержать и дать образование, вместо учёбы мне пришлось идти работать.  Через военкомат окончил курсы водителей. После армии работал на нефтекамском «Искоже». Работал и линейным обходчиком. А в 2003 году устроился в компанию «Транснефть» слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике. Когда обзавёлся семьёй, начал заниматься своим образованием. Закончил Нефтекамский техникум, затем Ижевский государственный институт имени Калашникова – выбрал приборостроительный факультет, кафедру радиотехники. Сейчас я инженер по программно-аппаратным средствам микропроцессорной автоматики.

– Андрей Галяутдинович, а как пришла идея работать с детьми?

– Директор Калтасинской первой школы Артур Рафисович Кагиров предложил мне вести кружок робототехники, который до этого он вёл сам. Я сначала засомневался: получится – не получится? Потому что я никогда не занимался преподаванием. К тому же, моё направление несколько отличалось от того, чем занимались ребята с Артуром Рафисовичем. Но его настойчивость взяла верх, и так я оказался в школе. Закончив своё образование по основной деятельности, прошёл педагогические подготовительные курсы и с 2022 года мы основали в школе кружок радиодела. Первая группа состояла из учеников 9-10 классов, на сегодня эти ребята  практически все окончили школу. После первого выпуска пришло понимание, что  нужно брать детей более младшего возраста, так как старшеклассники обременены выпускными экзаменами, подготовкой к ним, и как бы они ни старались уделять больше времени радиоделу, учёба останется в приоритете. Если брать 7-8 классы, будет самый оптимальный вариант.

– Чему учатся дети на Ваших занятиях?

– Первоначально они приобретают навыки пайки. По опыту скажу, что за время своей деятельности даже среди моих коллег я встречал тех, кто не умеет правильно работать с паяльником, бывало, приходилось помогать, объяснять. Поэтому даже если один ребёнок вырастет и будет на опыте знать процесс пайки, соблюдая меры безопасности, уверен, в жизни это ему обязательно пригодится, и он не будет этого избегать или опасаться.

– Ваши коллеги говорят, что у Вас талант объяснять сложные вещи простым языком. У Вас какая-то своя программа обучения?

– Я составил адаптивную программу, по которой мы занимаемся. Там всё по полочкам разложено. Мало научить ребёнка паять, надо объяснить для чего он это делает – как сузить круг поиска причины поломки, как её найти. Для того, чтобы это сделать, нужны знания радиоэлементной базы, необходимо понимать, что такое радиодетали, из чего и для чего они сделаны, как они работают, как их правильно применять, как их правильно исчислять, как работают те или иные законы. Все эти начальные знания я и стараюсь заложить. Конечно, за пару часов в неделю я не смогу погрузить детей в мир электроники настолько глубоко, чтобы они сразу смогли разбираться во всём. Но если у ребёнка будут эти первоначальные знания, то при желании познавать и развиваться дальше, он будет понимать, как правильно подойти к тому или иному процессу работы. А если у ребёнка что-то начинает получаться, когда, к примеру, он сам сделал какую-то схему, происходит самоутверждение, он себя увереннее начинает чувствовать, не боится переходить к более сложным задачам. И я специально стараюсь показывать примеры того, как делать не надо, что будет, если сделать не правильно, к чему это может привести. Ведь мало того, что это где-то написано, надо дать увидеть это собственными глазами. Если при этом какой-то радиоэлемент или прибор выйдет из строя, ребёнку будет понятно, что так делать нельзя и в будущем он чётко эту позицию будет в голове держать.

 – Как Ваше руководство отнеслось к тому, что Вы ещё и преподаёте в школе?

– Когда на работе узнали о том, что я занимаюсь с детьми в школе, руководство решило помочь: генеральный директор АО «Транснефть – Урал» Роман Николаевич Ковалёв с начальником Арланского управления Радиком Римовичем Фамеевым помогли нам приобрести необходимое оборудование, инструменты, которые до этого мне приходилось каждый раз возить с собой в огромной сумке... Кроме этого, для занятий были закуплены наборы роботов. Теперь у нас есть возможность на практике отрабатывать полученные знания. Вот, например, мой ученик Максим Шаймарданов сделал прибор, который подаёт школьные звонки. Другая ученица, Софья Сайранова, изготовила аппарат для автоматического полива растений, а Дима Хайдаршин – усилитель для электрогитары, причём и электрогитару он собрал сам. Я намеренно закладываю не бесполезные проекты, а такие, которые имеют практическое применение. Мы работаем со всевозможными конструкторами, осваиваем программирование микроконтроллеров, работаем на станке с ЧПУ, изготавливаем модели при помощи 3D-принтера.

– Андрей Галяутдинович, эти занятия лично для Вас – отдых от основной работы или воплощение каких-то нереализованных планов?

– Считайте, это мой вклад в будущее нефтяной отрасли, в будущее нашей страны. Ведь, вполне возможно, кто-то решит прийти и в нашу компанию «Транснефть». А подготовленные кадры нужны всем.  Конечно, это и отдых, потому что на работе устаю, а здесь, когда вижу горящие глаза ребят, усталость как рукой снимает. Здесь совершенно другая атмосфера! И, наверное, это судьба (улыбается). Когда по работе приходилось что-то объяснять коллегам, они всегда говорили: «Тебе бы в школе работать». Видимо, доходчиво объяснял.

Как воспитать гения?
Как воспитать гения?
Как воспитать гения?
Как воспитать гения?
Как воспитать гения?
Как воспитать гения?
Как воспитать гения?
Как воспитать гения?
Как воспитать гения?
Как воспитать гения?
Автор:Надежда Сандалова
Читайте нас: