В школах Калтасинского района Республики Башкортостан создаются условия для развития технических способностей учеников, дающие отличный старт для приобретения востребованных профессий в будущем.
Сегодня много внимания уделяется теме профориентации школьников, развитию центров науки и образования. При этом нельзя не упомянуть о том, благодаря чему, а точнее будет сказать, кому, на самом деле, рождается интерес к той или иной сфере деятельности, и появляются будущие менделеевы, эйнштейны, кулибины...
Как это выглядит на деле? Для того, чтобы заинтересовать детей профессией, надо взять одного увлечённого взрослого, до самозабвения любящего свою работу, поместить его в школьную среду и дать возможность рассказать о своей профессии.
Ученикам Калтасинской первой школы повезло, в стенах этого учебного заведения уже третий год преподаёт Андрей Галяутдинович Гильметдинов. В обычной жизни он – инженер крупнейшей в России нефтепроводной компании «Транснефть». Правда инженером он был не всегда, в этой должности он трудится не больше года, а до этого целых двадцать лет он проработал в этой же организации слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике (слесарь КИПиА).
– Мне всегда было интересно, как работают разные электронные устройства, – говорит Андрей Галяутдинович. – Но это был долгий путь в профессию. Когда я сам начинал этим заниматься, будучи ребёнком, у меня не было интернета, не было каких-то кружков, я просто сидел и «копался», при этом делал кучу всяких ошибок. Когда у меня не получалось, я от отчаяния всё бросал, потом, успокоившись, начинал всё снова… Я много чего переломал, много всяких приёмников, транзисторов. Мне, помню, сильно попадало. Но я старался понять, как это всё работает. Ведь если ты не знаешь, как устроен механизм, ты его никогда ни за что не починишь. Это важно – понять принцип работы устройства. Я шёл самым сложным путём. Но, научившись разбираться в электронике, всегда хотел что-то полезное оставить после себя, поделиться приобретёнными знаниями.
– Учитывая прогрессивные вызовы современности, надо успевать идти в ногу со временем, а здесь ребята получают базовые технические навыки. Это ведь начало будущих профессий, связанных с автоматизацией процессов?
– Даже если основная деятельность моих учеников не будет связана с электроникой, эти знания всегда пригодятся. Главное, дать ребёнку направление, такой небольшой трамплинчик. А если у него пойдёт, он будет дальше развиваться, благо, сейчас информации предостаточно: можно и книжки почитать, и видеоролики посмотреть.
– У Вас до этого был опыт преподавания, или, может быть, Вы из учительской династии?
– Нет, учителей в нашей семье не было. Папа – военный, воспитывал нас с братом один. Сначала мы жили в Челябинской области. До третьего класса я учился там, а в 1984 году в четвёртый класс пошёл здесь, в Башкирии. Поселились мы в деревне у бабушки с дедушкой, я закончил восьмилетнюю школу, пошёл работать в кооператив «Диапазон» ремонтировал аудио-видеоаппаратуру. Отец не успевал нас поддержать и дать образование, вместо учёбы мне пришлось идти работать. Через военкомат окончил курсы водителей. После армии работал на нефтекамском «Искоже». Работал и линейным обходчиком. А в 2003 году устроился в компанию «Транснефть» слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике. Когда обзавёлся семьёй, начал заниматься своим образованием. Закончил Нефтекамский техникум, затем Ижевский государственный институт имени Калашникова – выбрал приборостроительный факультет, кафедру радиотехники. Сейчас я инженер по программно-аппаратным средствам микропроцессорной автоматики.
– Андрей Галяутдинович, а как пришла идея работать с детьми?
– Директор Калтасинской первой школы Артур Рафисович Кагиров предложил мне вести кружок робототехники, который до этого он вёл сам. Я сначала засомневался: получится – не получится? Потому что я никогда не занимался преподаванием. К тому же, моё направление несколько отличалось от того, чем занимались ребята с Артуром Рафисовичем. Но его настойчивость взяла верх, и так я оказался в школе. Закончив своё образование по основной деятельности, прошёл педагогические подготовительные курсы и с 2022 года мы основали в школе кружок радиодела. Первая группа состояла из учеников 9-10 классов, на сегодня эти ребята практически все окончили школу. После первого выпуска пришло понимание, что нужно брать детей более младшего возраста, так как старшеклассники обременены выпускными экзаменами, подготовкой к ним, и как бы они ни старались уделять больше времени радиоделу, учёба останется в приоритете. Если брать 7-8 классы, будет самый оптимальный вариант.
– Чему учатся дети на Ваших занятиях?
– Первоначально они приобретают навыки пайки. По опыту скажу, что за время своей деятельности даже среди моих коллег я встречал тех, кто не умеет правильно работать с паяльником, бывало, приходилось помогать, объяснять. Поэтому даже если один ребёнок вырастет и будет на опыте знать процесс пайки, соблюдая меры безопасности, уверен, в жизни это ему обязательно пригодится, и он не будет этого избегать или опасаться.
– Ваши коллеги говорят, что у Вас талант объяснять сложные вещи простым языком. У Вас какая-то своя программа обучения?
– Я составил адаптивную программу, по которой мы занимаемся. Там всё по полочкам разложено. Мало научить ребёнка паять, надо объяснить для чего он это делает – как сузить круг поиска причины поломки, как её найти. Для того, чтобы это сделать, нужны знания радиоэлементной базы, необходимо понимать, что такое радиодетали, из чего и для чего они сделаны, как они работают, как их правильно применять, как их правильно исчислять, как работают те или иные законы. Все эти начальные знания я и стараюсь заложить. Конечно, за пару часов в неделю я не смогу погрузить детей в мир электроники настолько глубоко, чтобы они сразу смогли разбираться во всём. Но если у ребёнка будут эти первоначальные знания, то при желании познавать и развиваться дальше, он будет понимать, как правильно подойти к тому или иному процессу работы. А если у ребёнка что-то начинает получаться, когда, к примеру, он сам сделал какую-то схему, происходит самоутверждение, он себя увереннее начинает чувствовать, не боится переходить к более сложным задачам. И я специально стараюсь показывать примеры того, как делать не надо, что будет, если сделать не правильно, к чему это может привести. Ведь мало того, что это где-то написано, надо дать увидеть это собственными глазами. Если при этом какой-то радиоэлемент или прибор выйдет из строя, ребёнку будет понятно, что так делать нельзя и в будущем он чётко эту позицию будет в голове держать.
– Как Ваше руководство отнеслось к тому, что Вы ещё и преподаёте в школе?
– Когда на работе узнали о том, что я занимаюсь с детьми в школе, руководство решило помочь: генеральный директор АО «Транснефть – Урал» Роман Николаевич Ковалёв с начальником Арланского управления Радиком Римовичем Фамеевым помогли нам приобрести необходимое оборудование, инструменты, которые до этого мне приходилось каждый раз возить с собой в огромной сумке... Кроме этого, для занятий были закуплены наборы роботов. Теперь у нас есть возможность на практике отрабатывать полученные знания. Вот, например, мой ученик Максим Шаймарданов сделал прибор, который подаёт школьные звонки. Другая ученица, Софья Сайранова, изготовила аппарат для автоматического полива растений, а Дима Хайдаршин – усилитель для электрогитары, причём и электрогитару он собрал сам. Я намеренно закладываю не бесполезные проекты, а такие, которые имеют практическое применение. Мы работаем со всевозможными конструкторами, осваиваем программирование микроконтроллеров, работаем на станке с ЧПУ, изготавливаем модели при помощи 3D-принтера.
– Андрей Галяутдинович, эти занятия лично для Вас – отдых от основной работы или воплощение каких-то нереализованных планов?
– Считайте, это мой вклад в будущее нефтяной отрасли, в будущее нашей страны. Ведь, вполне возможно, кто-то решит прийти и в нашу компанию «Транснефть». А подготовленные кадры нужны всем. Конечно, это и отдых, потому что на работе устаю, а здесь, когда вижу горящие глаза ребят, усталость как рукой снимает. Здесь совершенно другая атмосфера! И, наверное, это судьба (улыбается). Когда по работе приходилось что-то объяснять коллегам, они всегда говорили: «Тебе бы в школе работать». Видимо, доходчиво объяснял.