Все новости
Общество
19 Июня 2018, 11:43

Слово о директорах Краснохолмской СОШ №2

Директор школы. Именно с него начинается жизнь школы, а если это школа сельская – это должность особая. Твоя жизнь, как на ладони, каждый твой шаг и движение на виду. Тебя, твою семью, детей все знают. И ты всех помнишь и знаешь. Перед тобой твой выпускник. Кем он стал, какой он работник, родитель? Воспитывая учеников, ты воспитываешь новое поколение, от тебя зависит его будущее.
Талантливый человек талантлив во всём! Эти слова имеют самое прямое отношение к каждому директору нашей школы. С 1 сентября 1969 года, со дня ее открытия, и до дня сегодняшнего. Говорить и рассказывать о них можно долго. Каждый из них стал частичкой целого мира под названием школа. Каждый в свое время внес свою лепту в рождение, процветание школы, обретения ее собственного лица. Ее успехи и победы, ее процветание и благополучие – это по праву их труд.
Георгий Дмитриевич Пята. Нелегкая задача встала перед молодым директором: превратить новое здание в уютный дом для мальчишек и девчонок поселка нефтяников. Он добивается организации трехразового питания для учеников, оборудования первой игровой комнаты для учащихся начальных классов, активной работы группы продленного дня, работы кружков и спортивных секций. Не одно поколение учителей, проработавших и работающих до сих пор в нашей школе, помнит его титанический труд по формированию коллектива – коллектива единомышленников. Он был учителем не столько для детей, сколько для педагогов, его коллег.
При анализе посещенных уроков и мероприятий проявлял исключительный такт, был особенно корректен,

когда делал замечания, он помогал каждому преодолеть неизбежные трудности в работе. В ответ учителя не жалели сил и времени, чтобы быть на уровне его профессиональных требований. А сколько сил и терпения понадобилось директору школы, учителям и ученикам, чтобы кусок земли превратить в плодоносящий сад!
Сам неутомимый труженик, Георгий Дмитриевич притягивал к себе и всячески поддерживал творческих, неравнодушных и неугомонных учителей, создавал условия для педагогов и их воспитанников. Человек удивительно скромный, внимательный, вежливый и тактичный, справедливый и чуткий – таким он остался в нашей памяти и в истории школы, села. Человек-легенда…
Галина Германовна Смирнова. Она принадлежит к числу тех педагогов, которые совмещают в себе огромный преподавательский опыт, громадный объем знаний и по-настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Про таких людей говорят, что они «горят на работе», отдавая делу всего себя… Еще работая завучем школы, она проявила свои организаторские способности. При ней коллектив был нацелен на творческую работу. Декадники русского языка и литературы – это целая россыпь творческих мероприятий: конкурсы чтецов и сочинений, викторины и литературно-музыкальные вечера, какие театральные постановки и спектакли играли ее коллеги и ученики! А как она сама читала стихи!.. Не всем было дано сразу распознать в этой аккуратной, милой женщине волевого, высокоорганизованного директора.
Заступив на пост руководителя школы, она требовала порядок и дисциплину, но в первую очередь была требовательна к себе. Педагогическое мастерство и талант руководителя Галины Германовны невозможно оценить никакими разрядами и квалификациями. Таких педагогов называют просто – Учитель с большой буквы, учитель-совершенство.
Евгений Дмитриевич Виноградов. Его директорство совпало с одним из самых непростых периодов в истории нашей страны: перестройка, переход на рыночную экономику, развал Советского Союза, начало лихих 90-ых. Демократизация захлестнула школы, уничтожая, прежде всего, ценный опыт, традиции качественного советского образования. Вначале 90-х был отменён обязательный государственный минимум предметов. Школы на свое усмотрение выбирали учебники, программы, которых было огромное количество. Помните такой предмет для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни»? Однако на все нововведения у государства не было денег. И главной заботой директора стало обеспечение школы всем: от продуктов питания в школьную столовую до мебели. В рабочем кабинете Евгения Дмитриевича застать было практически невозможно: он все время что-то доставал, приобретал, менял, договаривался. Частенько учебный год начинался с распаковывания больших ящиков с самым дорогим для учителя – наглядными пособиями. Именно в этот период в школе появились первые компьютеры. Директор, прежде всего, хороший хозяйственник, и наш директор отлично справлялся с этой задачей. А еще мы любили, когда он пел. На туристическом слете возле костра, на концертах художественной самодеятельности, на школьных праздниках. Песня – она ведь строить и жить помогает!
Луиза Фоатовна Серебренникова. После распада СССР, во второй половине 90-х годов XX века на постсоветском образовательном пространстве происходят глубокие трансформационные процессы. Получает развитие частный сектор образования. Учебные программы средней общеобразовательной школы перерабатываются. Вводятся предметы регионального компонента. Активизируется законотворческая деятельность в сфере образования, принимаются документы и законы, отражающие новые реалии.
Призванные «развернуть школу к ребенку» и «преодолеть раскол образования на гуманитарное и техническое», на деле обернулись уменьшением количества уроков математики, физики, астрономии, химии, биологии и географии. Их место заняли риторика, граждановедение, мировая художественная культура, экономика, основы безопасности жизнедеятельности, психология и кое-где даже философия. То, что когда-то было обязательным, поначалу стало факультативным, а после и вовсе исчезло из учебного процесса. Резко упало и качество учебников и учебных пособий, вплоть до появления в них фактических и грамматических ошибок, не говоря уже об опечатках, которые просто вызывали смех. Трудная задача стояла перед Луизой Фоатовной, как и перед сотнями директоров сельских школ. Как учить детей, как не растерять те крохи доброты, любознательности, человеколюбия, стремления к познанию, которые в итоге должны превратить каждого ребенка в личность? Вместе с коллегами на основе целевой программы Российской Федерации разрабатывается программа «Одаренные дети» по всем направлениям, как учебным, так и внеучебным, учителями из года в год совершенствуется система подготовки к предметным олимпиадам. Как директор, она активно поддерживала участие учащихся и учителей в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, концертах, встречах КВН, фестивалях. Эта работа за короткий срок дает свои положительные результаты. На протяжении многих лет школа занимает передовые позиции во Всероссийских олимпиадах школьников.
Естественность, живость, простота – отличительные качества Луизы Фоатовны. Её коммуникабельность, умение общаться и располагать людей к себе, дружелюбие вызывают искреннее уважение у тех, с кем она работала, решала проблемы, общалась. Об этом вспоминают не только учителя, но и родители учащихся школы. К каждому «трудному» подростку, к каждому родителю свой подход, нужные слова. Она обладает каким-то неугасающим моральным импульсом, удивительным чувством нового, умеет видеть это новое во множестве разных ситуаций и всегда готова помочь. Она умела и умеет до сих пор гордиться достижениями своих коллег, радуется каждому успеху родной школы. Моральное право быть руководителем, Первым лицом в коллективе не дается автоматически вместе с должностью. Его надо завоевать, и Луизе Фоатовне это удалось!
Ирек Саетханович Гильмалетдинов. Приняв школу в 2002 году, совместно с педагогическим коллективом продолжает все начатые процессы по обновлению школьного образования. Осуществляется переход на инновационные формы работы, внедряются информационные технологии, совершенствуется материально-техническая база. Коллектив школы награждается Грамотой за активную работу с одаренными детьми. При поддержке института развития образования Республики Башкортостан начинает функционировать экспериментальная площадка по параллельно-раздельному обучению учащихся среднего звена. В 2007 году в рамках национального проекта «Образование» школа получает Грант. Быть руководителем непросто. Особенно, если коллектив женский, активный, работоспособный. Здесь нужен не столько педагогический профессионализм, сколько самообладание и сдержанность, гибкость и спокойствие. А когда директор - капитан, который спокойно стоит у руля большого корабля, на него с уверенностью и надеждой смотрят и учителя, и ученики, и родители.
Для Альберта Ягудиновича Хайдарова, Владимира Петровича Фалина, Владимира Ивановича Бабенко должность директора нашей школы стала своего рода ступенькой по карьерной лестнице. Вместе с коллективом они не только учили, но и учились сами: решать ежедневные вопросы, разрешать конфликтные ситуации, нести ответственность за принятые решения, быть мудрыми, дальновидными.
Школа в традициях всех времен, у разных народов всегда была в центре внимания. Ее успешная деятельность во многом зависит от того, кто ею управляет. Нашей школе повезло с директорами. Каждый был ценен и незаменим по-своему в определенный момент истории. Пожалуй, всех их сближало только одно: в своей школе они видели не учебное учреждение, а дом, большой дом для детей и взрослых, потому и старались сделать его красивее, теплее, уютнее. Наверное, поэтому хотелось и хочется до сих пор не идти, а бежать в школу, нести детям что-то новое, научить чему-то полезному, нужному, важному.
М. Никитина, учитель МОБУ Краснохолмская СОШ №2.