Что такое музыка? Ответить на этот вопрос однозначно сложно. Для одних это набор звуков, для других – источник радости и вдохновения. А еще музыка воспитывает.
Роль обучения игре на музыкальном инструменте, ее значимость в воздействии на учащихся большая. Преподаватели, конечно, выявляют наиболее способных учеников и готовят их к поступлению в специальные учебные заведения, но самое важное при обучении в детской школе искусств – это музыкально-эстетическое воспитание всех учащихся, повышение культурного уровня подрастающего поколения. Самое главное назначение обучения игре на музыкальном инструменте в том, что оно охватывает все области воспитания и образования учащихся, являясь ничем не заменимым средством формирования их личности.
Как же сформировать личность школьника на основании обучения игре на музыкальном инструменте? Дисциплинированность вырабатывается в учащемся уже при совмещении двух школ. Это происходит потому, что школьник начинает правильно планировать свое время, не отвлекаясь на совсем ненужные дела. Он должен сделать уроки, задаваемые в общеобразовательной школе, и успеть позаниматься на музыкальном инструменте. Как уж тут останется время на вредные привычки, которыми полон современный мир? При этом у него появится новый круг общения, друзья, с которыми будут общие темы для разговоров и которые смогут поддержать его. Для многих детей именно этого и не хватает, а развитие личности во многом зависит от общества.
Во время обучения школьника игре на музыкальном инструменте важен правильно подобранный репертуар с учетом его возраста, возможностей и пожеланий. Произведения, над которыми протекает постоянная работа, оказывают сильное эмоционально-образное воздействием на учащегося. Роль воздействия произведения на личность ребенка – это положительное влияние на внутренний мир, решение проблем с душевными переживаниями. Ребенок в повседневной жизни постоянно сталкивается с какими-то проблемами по различным поводам. Для него очень важно поделиться с кем-то из взрослых своими переживаниями. А бывает наоборот, что они не хотят о чем-то говорить и замыкаются в себе, начинают искать пути решения проблем, прибегая к аморальному образу жизни. Такое часто происходит с учащимися в подростковом возрасте. Но в бешеном ритме жизни родители иногда не замечают расстройств у ребенка, не вникают в суть проблем. А есть ученики, у которых нет родителей или воспитываются в неполных семьях. Им намного тяжелее приспособиться к жизни. В них в разной степени наблюдаются злоба, обида, отсутствие целенаправленности. И здесь учитель должен объяснить ученику о значимости передачи своих чувств через игру на музыкальном инструменте, донести, что произведение, пронесенное через сердце, обязательно поймет слушатель.
Любое концертное выступление учащегося является результатом его кропотливого и напряженного труда. Именно подготовка к концерту и выступление перед публикой оказывают мощное влияние на формирование личности ребенка. Выступление – это большая ответственность, которая лежит на школьнике. Он по возможности должен показать все, чему научился за определенный промежуток времени. Подготовка к концерту, постоянные репетиции требуют от ученика внимательности, сосредоточенности,
дисциплинированности, терпения, выдержки. Каждый раз, преодолевая страх и волнение во время выступления, он учится умению владеть собой, побеждать разные возникшие трудности. Это нужные качества, помогающие в жизни.
Подводя итоги, хочется сказать, что обучение учащихся игре на музыкальном инструменте однозначно влияет на формирование их личности. Главное то, что находясь постоянно в занятости, у детей совсем не остается времени на вредные привычки. У них другая цель – за счет игры на инструменте быть услышанными, понятыми, показать все свои умения и достоинства.