Все новости
Общество
1 Февраля 2019, 11:54

Водитель Вяткин и его пути-дороги

Виктор Вяткин работает водителем уже много лет – «всю жизнь», улыбается он. Другой профессии для себя и не мыслит: на вопрос, нравится ли крутить баранку, только руками разводит – мол, если б не нравилось, разве бы работал?


Трудится Виктор Афанасьевич в филиале АО «Транснефть – Урал» – Арланском нефтепроводном управлении, на самом отдаленном его объекте, нефтеперекачивающей станции «Чернушка», расположенной в Пермском крае.


…В поездках по северо-западу Башкирии и смежным районам соседних регионов, наверное, каждый замечал столбики с надписью «Внимание, нефтепровод» или аккуратные постройки со стилизованной бело-сине-красной «птичкой» и надписью «Транснефть». Они давно уже стали привычным элементом пейзажа, и большинство вряд ли даже задумывается о том, что это за сооружения. Между тем все они часть огромной и разветвленной системы трубопроводов, по которым ежегодно перекачиваются миллионы тонн нефти и нефтепродуктов – причем происходит это практически незаметно для постороннего глаза. Через трубопроводы Арланского НУ транспортируется три четверти добываемой в республике нефти, а также нефть из Татарстана и Пермского края.


Чтобы эта система работала без сбоев, нужно своевременно доставлять оборудование, технику и другие грузы, перевозить ремонтные бригады и обслуживающий персонал. Причем далеко не всегда к месту работ можно добраться по асфальтированному шоссе – именно поэтому в распоряжении нефтепроводчиков так много внедорожной техники. И тут, как мало в какой другой отрасли, важен уровень подготовки водителя – его мастерство, готовность к дальним поездкам и долгим командировкам, к работе в сложных условиях.

Виктор Вяткин как раз такой водитель – опытный и надежный. Уроженец Аскинского района, он вырос в Казахстане, куда семья переехала во время освоения целины. Там он вырос и окончил школу, там же выучился на водителя, исполнив свою детскую мечту, и даже устроился на работу, но вскоре пришла повестка, и Виктор отправился служить в Забайкалье.


Молодости присущ некоторый авантюризм: хочется испытать себя в чем-то новом, сменить привычную обстановку, наконец, посмотреть мир. Вот и Виктора после армии потянуло в другие веси. Так он оказался в Пермском крае, в южных районах которого в 80-х развивалась нефтяная отрасль. Там-то и пригодился молодой водитель Вяткин. Женился на молодой красавице Надежде, а вскоре появился на свет и первенец, Сергей. Потом родились Татьяна и Василий. Сейчас Виктор Афанасьевич и Надежда Петровна уже дедушка и бабушка – трое внуков подрастают.


В Арланском НУ Виктор Афанасьевич трудится вот уже более двадцати лет. Сначала в составе линейно-эксплуатационной службы обслуживал нефтепровод Чернушка – Калтасы, по которому перекачивается нефть, добываемая на месторождениях юга Пермского края. В начале 2000-х на станции «Чернушка» и на магистральном трубопроводе была проведена масштабная реконструкция и модернизация оборудования, благодаря чему не только облегчился труд нефтепроводчиков, но и повысилась надежность работы магистрали. Внес свою лепту в модернизацию и Виктор Афанасьевич.


Но особое место в его трудовой биографии занимает период 2007-2009 годов. В те годы «Транснефть» строила первую очередь трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» – нефтепровод длиной почти в 2700 километров от города Тайшет в Иркутской области до города Сковородино в Амурской области (впоследствии была построена вторая очередь, протяженностью более 2 тысяч километров, от Сковородино до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка). Условия, в которых строилась магистраль, были не просто тяжелейшими, а экстремальными: тайга, скальные и болотистые участки, широкие реки, большая удаленность от освоенных районов, и, конечно же, суровый климат. На эту стройку все подразделения «Транснефти» – а компания работает в большинстве регионов России – направляли своих лучших работников. Одним из них стал Виктор Вяткин, который неоднократно выезжал в командировки на ВСТО в течение почти всего времени строительства первой очереди – с 2007 по 2009 год. Работал сначала на трубовозе, потом – на самосвале. Было тяжело, но интересно – в том числе и потому, что много лет спустя вернулся Виктор Афанасьевич примерно в те же места, где проходила его служба.



– Зимой холода до минус пятидесяти, летом жара и комарья тучи, – вспоминает Виктор Афанасьевич. – А мы ведь не только нефтепровод тянули, но и сопутствующую инфраструктуру создавали, дороги строили, жилые поселки…


О том, как Вяткин трудился на стройке нефтепровода ВСТО, красноречиво свидетельствует полученная им Благодарность Министерства энергетики РФ.


После окончания грандиозной стройки Виктора Афанасьевича перевели в цех технологического транспорта и спецтехники – водителем вахтового автобуса. Возил бригады трубопроводчиков на обслуживание магистралей. Сейчас он трудится водителем пожарной автомашины. Задачи, как нетрудно заметить, меняются, но всегда они имеют высокую важность.


Помимо Благодарности Минэнерго, за годы работы в Арланском НУ Виктор Афанасьевич награждался Почетной грамотой филиала, а его фотография украшала Доску почета НПС «Чернушка».


Но не только Виктор Афанасьевич связал судьбу с НПС «Чернушка». До выхода на заслуженный отдых трудилась на станции кладовщиком его супруга Надежда Петровна, а дочь Татьяна с 2003 года работает здесь оператором товарным. Общий трудовой стаж семьи Вяткиных в Арланском нефтепроводном управлении сегодня составляет уже 52 года!


Виктор Афанасьевич и Надежда Петровна живут в селе в частном доме, держат небольшое хозяйство.


– Это чтоб внуков экологически чистыми продуктами можно было угостить, – говорит Вяткин. – К тому же работа в огороде, в саду – это своего рода тоже отдых, только активный. А мне такой по душе.