Давно уже известно, что без географических знаний современный человек не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире. Следуя требованиям времени, педагоги нашей школы стараются обычные уроки преобразовать в проектные работы.
Для учителей очень важен личный опыт и переживания, полученные ребенком при приобретении знаний. Поэтому считают, что изучение новой темы и ее закрепление можно сопровождать большой практической работой.
Мне, как классному руководителю 6 б класса, удалось посетить урок географии на тему «Движение земной коры. Вулканы». Учитель географии Лисина Лариса Викторовна старалась направить детей к самостоятельной добыче знаний. Исследовав информацию учителя о вулканах, дети сделали вывод, что вулканы – это природное явление. А интересные факты и сведения, помогли понять строение вулканов, оценить их разнообразие и влияние вулканов на близлежащую местность.
Лариса Викторовна приводила факты из древнеримской мифологии: «Происхождение слова «вулкан» начинается с имени римского бога огня Вулкана. В древности во время извержения вулкана считалось, что это природное явление связано с появление нового оружия, которое кует бог. Все вулканы в те годы именовались кузницами».
Учащиеся увлеченно слушали информацию о различных вулканах нашей планеты. Вот, например, в 79 году н.э. произошло одно из самых катастрофических извержений вулкана Везувий. В результате этого катаклизма римские города Помпеи, Геркуланум и Стабии, располагавшиеся у подножия вулкана, были полностью уничтожены. Везувий породил гигантское раскалённое облако из камней, пепла и дыма высотой до 33 км, выделив при этом тепловую энергию, многократно превосходящую ту, которая выделилась при взрыве атомной бомбы над Хиросимой.
«Но вулканическая активность не всегда приносит вред, – подчеркнула Лариса Викторовна. – В Исландии тепло, выделяемое подземной магмой, используется для выработки электричества и для обогрева теплиц».
К уроку ученики изготовили модели действующих вулканов, которые необходимы для наблюдения процесса извержения. Ребята, как настоящие химики, с азартом проводили опыты, увлеченно рассказывали способы приготовления «лавы», активно оперировали такими понятиями, как жерло вулкана, магма, земная кора, мантия и другие. Описание проведенного опыта Стоговой Кристины: «Чтобы приготовить «лаву», я смешала жидкость для мытья посуды, сухую соду и краску. Заливаю все это в «жерло вулкана» и добавляю уксус. В результате началась бурная реакция с выделением углекислого газа и из жерла вулкана повалила бурлящая пена. В итоге, мы видим последствия небольшого «извержения». Мой вулкан начал действовать, и «лава» заливает окружающую местность».
А завершающим этапом работы стал неожиданный сладкий сюрприз от родителей – торт в форме вулкана. На детских лицах была радость от познания и от предстоящего угощения.
Надеюсь, этот урок запомнится детям и вызовет интерес к предмету, откроет путь к новым темам, к большим исследованиям. А поддержка родителей в любых творческих и научных начинаниях детей особо ценна.
Оказалось, обычный «рядовой» урок, стал уроком активного, насыщенного поиска. Уходя с урока, я подумала, что, несмотря на достижения современной науки и техники, человек остается уязвимым перед силами природы. На сегодняшний день устройство нашей планеты достаточно хорошо изучено, однако точно предсказать, когда Земля возмутится и извергнет из себя потоки раскаленной лавы, когда в океанских глубинах из-за землетрясения зародится огромная волна и накроет прибрежный город, нельзя. Извержения вулканов были и остаются самыми зрелищными, захватывающими, но непредсказуемыми и опасными явлениями природы.
Г. Нурисламова, учитель-логопед МОБУ Краснохолмская СОШ №3.