Что будет завтра неизвестно.
А может быть, его не будет.
Должны признать мы это честно –
Лишь Бог об этом правду судит.
Почему-то хочется начать свой материал об этом человеке именно этими словами. Словами Льва Зазерского. На самом деле Бог решил забрать его на небеса в пятидесятидвухлетнем возрасте. Нет, в таком возрасте дела еще не доделаны. У него были большие планы на долгую жизнь, радоваться внукам и правнукам. Но ведь говорят, что все мы в этом мире только гости. Значит, ему суждено было погостить только 52 года. Хотя и за малый промежуток времени он оставил глубокий след. И память об этом человеке будет жить всегда.
Его имя с греческого языка переводится «Божий дар». В первую очередь, конечно же, был даром божьим для своих родителей: матери Анастасии и отца Евгения. А звали его Федор, Федя. Волосы светлые, глаза голубые, большие. Очень красивый мальчишка. В семье был первенцем. Кроме него росли еще четыре сестренки и три брата. Только вот с погодкой Алешей, таким же светленьким мальчиком, они были большими помощниками маме, хотя сами еще были маленькими. С детства помогали ей по дому, летом работали на сенокосе. Феде колхозный конюх доверял даже лошадку, потому что он уже тогда умел запрягать ее. На этой лошади мальчишка возил сено, когда собирали его в большую скирду. Раньше в колхозные работы привлекались школьники: они заготавливали веткорма, выкапывали картофель. И Федор не оставался в стороне. А когда чуть подрос, помогал уже отцу, стал работать прицепщиком на тракторе, даже пахал землю. Отец очень любил своих сыновей и во всем поддерживал их. Еще подростков научил водить мотоцикл «Ковровец» и ремонтировать технику. В те годы в основном использовали гужевую повозку как транспортное средство. После мотоцикла отец разрешал сесть за руль и колесного трактора Т-40. Вместе они ездили в лес заготавливать дрова. Вот так раньше росли дети. Не то, что сейчас: за компьютером, за телефоном.
Зимой, конечно же, работы было меньше, снег чистить да по хозяйству помогать. А вечером… Вечером Федя не мог сидеть дома и телевизор смотреть или книжку читать. Ему всегда хотелось что-то делать. И он находил, чем заняться. Собирал людей в холодном неотапливаемом клубе деревни и репетировали спектакли по пьесам марийских драматургов. Ставили спектакли не только в своей родной деревне, но и в соседних. Федор всегда играл роль положительного главного героя, а вот братишке Алешке доставалась роль отрицательного. А еще помнится, как он готовил билеты на концерты и спектакли. Для этого он использовал чернила и сырую картошку. Из картошки готовил печать-штамп, чем и штамповал цену билета на бумаге. Одним словом, творческий, смышленый был. Да, был… Остается только вспоминать. Вот уже прошло пять лет, как его нет с нами.
За 52 года своей жизни он был и учителем, и корректором, и секретарем, и агрономом, и бригадиром, и директором, и главным агрономом, и главным зоотехником, и заместителем главы администрации. А еще был руководителем МОО МНКА «Эрвел марий». Да, все уже догадались, речь идет о Федоре Евгеньевиче Бикбатырове. Для него небезразлично было будущее марийского народа и его языка. Он был чистым марийцем. В районе и за пределами его знают все. Кто-то помнит его как начальника, кто-то – как простого жителя. Он оставил свое имя, оставил через своих детей, внуков, через свои дела.
В деревне Семенкино односельчане каждый раз вспоминают Федора Евгеньевича, когда бывают возле пруда. Именно по его содействию нефтяники обустроили водоем, поэтому жители деревни и называют пруд его именем. Здесь люди купаются, отдыхают, ловят рыбу.
И как сказал его одноклассник, председатель СХПК «Заря» Аркадий Тимиркаев, провожая его в последний путь, то, что Федор Евгеньевич сделал для района, для деревни останется для людей, ничего с собой не забрал. Все будут помнить его. Только вот матери теперь некого ждать. Она всегда его ждала, варила его любимый суп, думала: «А вдруг заедет, если по делам приедет в сторону Семенкино». Нет, не заедет…
Конечно же, он не собирался прощаться, обещал быть всегда рядом с нами. Но жизнь распорядилась иначе. В висках каждого близкого ему человека неустанно бьётся мысль: почему он покинул нас? Но нет ответа. Наверное, рождение Федора было неслучайно и в мир людей он пришел с какой-то миссией. Вот выполнил ли ее?..
Это был сильный, хороший, светлый человек. Ошибался, сбивался с пути, но снова и снова находил свою тропу. Всегда старался помогать людям. Он знал, зачем живет, но, к сожалению, жизнь оборвалась неожиданно. О Федоре Евгеньевиче мы всегда будем вспоминать с теплом и благодарностью. Ведь пока мы будем помнить, он всегда будет рядом.
Вот так. Сегодня мы живы, а завтра – кто знает. Жизнь так устроена: кто-то уходит рано, кто-то нет. Лишь Бог об этом и судит.