Все новости
Общество
22 Декабря 2019, 16:00

О чем писали в районной газете 30 лет назад?

Мы предлагаем вам вернуться в прошлое. Интересно, какие события освещались в декабре 1989 года… Почитаем вместе? 19 декабря 1989 года газета «Заря» публиковала статью Александра Ирдуганова «Есть такая деревня Сосновка». А рубрика называлась «Быть ли малой деревне?».

Мы предлагаем вам вернуться в прошлое. Интересно, какие события освещались в декабре 1989 года… Почитаем вместе? 19 декабря 1989 года газета «Заря» публиковала статью Александра Ирдуганова «Есть такая деревня Сосновка». А рубрика называлась «Быть ли малой деревне?».
«На отшибе пригарейской сторонки в давние времена разместилась русская деревня Сосновка. Она была небольшой, но крепкой по крестьянскому укладу жизни. Верующие по воскресеньям ходили в соседнюю деревню Братовщина, где колокольные звоны созывали прихожан на молебен во славу всевышнего бога – господа. Потом времена круто изменились, ломались вековые устои деревни. Покинул доходное место звонарь, умолкли малиновые звуки дара Валдая. Наступили сумерки для православных деревни, жаждущих духовное очищение. Но деревня жила с надеждой на лучшее жизнеустройство, на подъем коллективного хозяйства. Крепок был в сосновских крестьянах стержень с хлебородной землей. Поле свое обрабатывали, засевали на сильных породистых лошадях. Давали хлеб стране, сами оставались сытыми. Сосновские мужики были пробивными, работали на совесть.
Большую потерю для Сосновки принесла война. Однако, и в послевоенные годы здесь дети учились в двухкомплектной школе. Помнится, заведующей школой работала Сенокосова. Лишь потом годами постепенно поредела Сосновка. Оставили тихий хлебосольный уголок потомки довоенных и послевоенных крестьян.
Теперь деревня в запустении, она похожа на небольшой хутор. Безлюдна улица, где когда-то бурлила по-своему деревенская жизнь. Лишь у редкого двора услышишь робкий лай дворняшек. Уныние и тоску о былом, ушедшем навевает захиревшая деревня. Уже стало некому вспахать и засевать сосновское поле, кормилицы многих поколений русских жизнеобильных семей.
Сюда наскоком весной нагрянут механизаторы из кучашевской бригады, чтобы не пустовало соседнее поле. Они и сеют, и поднимают зябь, собирают урожай. Не стало в Сосновке коренных хлеборобов.
Как-то от силы старается продлить жизнь сосновской бригады до боли влюбленный в эту землю, переживающий медленное угасание деревни земледелец Михаил Васильевич Скосырский, хотя можно по пальцам перечесть способных еще работать. Среди них Василий Коротков, Александр Уткин. В них еще крепка деревенская, крестьянская жилка. Они работают на Сосновской ферме. На попечении скотников сто голов нетелей. Труд на ферме исключительно ручной. Рабочий день продолжается с рассвета до поздних сумерек. Возвращаются скотники домой, когда окрестности Сосновки окутывает ночная мгла. Надо им вовремя раздать корма, напоить скот, провести уборку помещений. Много времени уходит на доставку силоса, сенажа, соломы, на приготовление мешанки, на расчистку снежных завалов. Работ потная… Не отвыкли от такой работы деревенские. И вряд ли насущные блага – хлеб, мясо, молоко достаются легким трудом, нажатием клавиши компьютеров, до этого нам еще далеко, если это вообще возможно. В Сосновке на ферме работают мозолистыми руками. И справляются Коротков и Уткин, добиваются по 700-730 граммов ежесуточного привеса на голову. Это значит, ежесуточно они выращивают по 73 килограмма мяса (в живом весе), в месяц – 2 тонны 190 килограмм.
Еще жива деревня, ставшая совсем малой, хотя и дышит не полной грудью. Немногие ее жители, в большинстве пенсионеры, помогают в уборке урожая, не отстраняются от других хозяйственных дел.
Только сами оставшиеся в Сосновке с болью переживают захирение своей деревни, своих насиженных мест, терзает душу медленное угасание огня в очагах далеких и недалеких предков. Как быть дальше тем немногим жителям, которым так дорога отчая земля, своя малая родина, где рождалось и росло, любило и смеялось не одно поколение деревни, имя которой – Сосновка. Неужели сотрется и еще одна живая, циркулирующая точка на необъятной, многоликой российской земле?».
Вот так жила деревня Сосновка 30 лет назад. Сегодня же нет деревни. И мы можем ответить на вопрос А. Ирдуганова – да, стерлась живая точка на необъятной российской земле. Деревня осталась лишь в сердцах людей и в названии водозабора «Сосновка», предназначенного для обеспечения водой жителей села Краснохолмский. Последний житель деревни переехал в 2013 году. К сожалению, фотографию деревни не нашли.
Читайте нас: