Все новости
Общество
23 Июня 2020, 23:55

История рода Шаймардановых – частица истории многонациональной России

Родственные узы - удивительная вещь. Вряд ли кто-нибудь сможет объяснить с научной точки зрения, почему так важно человеку знать историю своего рода, своей семьи. Но что-то происходит в наших сердцах и душах, и мы начинаем искать родных, связь с которыми давно утрачена, в надежде узнать об их судьбе, связаться с ними, обнять, связать оборванные временем и обстоятельствами кровные связи.

Родственные узы - удивительная вещь. Вряд ли кто-нибудь сможет объяснить с научной точки зрения, почему так важно человеку знать историю своего рода, своей семьи. Но что-то происходит в наших сердцах и душах, и мы начинаем искать родных, связь с которыми давно утрачена, в надежде узнать об их судьбе, связаться с ними, обнять, связать оборванные временем и обстоятельствами кровные связи.

Почти сразу после Дня Победы нам написала девушка с просьбой помочь в поиске родных, которые должны проживать в Ржеве. Таисия сообщила, что она и ее семья живут в городе Йошкар-Ола Республики Марий Эл. И попросила опубликовать информацию о родственниках, связь с которыми была утрачена, и их фотографии.

С такими просьбами к нам обращаются часто. И мы обязательно публикуем такую информацию. Только вот отклики, увы, приходят не всегда. Но в этот раз, к нашей радости, уже на следующее утро после выхода газеты к нам в редакцию позвонили те, кого разыскивали родственники из далекой Марий Эл.
История этой семьи оказалась настолько интересной, что о ней стоит рассказать. Радует и то трепетное отношение потомков семьи Шаймардановых, которые бережно, по крупицам собрали все возможные сведения о своих предках.

Итак, в начале XX века в деревне Старый Орьебаш Калтасинского района Башкирской АССР проживала мама Кызык с четырьмя сыновьями. Старший Шамагул (1898 г.р.), Шамтий (скорее всего 1900-й), Шамиль (1903) и младший Шамай (1907) - прадед Таисии Казаковой, которая и написала нам в редакцию. Дети родились в полной семье. Был папа Семён, но его судьба неизвестна. Скорее всего, он погиб в Первую мировую войну. К 1917 году главами семьи по сложившейся традиции были старший брат Шамагул и мама Кызык. Также в семье вместе с ними проживала столетняя бабушка. Эту информацию родственникам удалось обнаружить в архивах сельскохозяйственной переписи 1917 года.

Жили небедно, натуральным хозяйством. Имели четырех лошадей, трех коров, девять овец, козу и четыре улья пчёл. Мама Кызык была известной во всей округе повитухой, ее знали и обращались к ней за помощью. Кызык прожила долгую жизнь. Удалось установить, что родилась она в 1875 году и точно пережила Великую Отечественную войну. Умерла она, скорее всего, в 50-х годах.

Потомкам Шаймардановых еще предстоит разгадать семейную тайну. Точно установили, что отца семейства звали Семёном. Но отчество троих братьев - Шаймардановичи, а у Шамая – Семенович. Фамилия у всех Шаймардановы. В поиске ответа на этот вопрос Таисия и ее мама надеются на архивных работников, а может быть, и историков. Возможно, детям давали отчество по деду?

1964 год. Деревня Старый Орьебаш.

На фото: семья Гулсаски и Шамая (она в центре с внуком Александром на руках.

Справа от неё Лидия моя мама, слева тётя Лиза. Дедушка Володя и бабушка Соня – мама дяди Саши)


Советская власть изменила жизнь людей. Шамагул работал в колхозе бухгалтером и всю жизнь прожил в своей родной деревне Старый Орьебаш в Башкирии. Был трижды женат, воспитал семерых детей. Последний ребенок родился, когда ему было уже 58 лет. Шамтий оставил после себя троих сыновей. Сам он всю жизнь проработал главным бухгалтером в различных организациях. Жил в Уфе.

Прадед Таисии Шамай - участник Великой Отечественной войны. Получил образование, работал председателем Амзибашевского сельпо. В начале 30-х годов поехал на метрострой в Москву и в сентябре 1941 года из столицы ушёл на фронт.

Служил в 487-м стрелковом полку 143-й стрелковой Конотопско-Коростенской Краснознамённой ордена Суворова дивизии. Стрелок. Погиб 7 сентября 1943 года. Похоронен в селе Подлипном Конотопского района Сумской области.

Семья Шамая свято хранит память о своем прадедушке. Гордятся им.
- История страны - это жизнь каждой семьи, путь каждого солдата. Немногие вернулись с поля боя, не все увидели мирное небо над головой, своих детей, внуков, родных, друзей. Наш прадед Шамай навечно остался на чужбине, защищая нашу Отчизну...

Эти искренние слова правнучки - лучшее доказательство благодарности и признательности, связи поколений.
Жена Шамая Гулсяска (в переводе с татарского «гул» - цветок, и с восточно-марийского «саска» - цветок) Шакировна прожила долгую, но трудную и богатую на события жизнь. Родилась осенью 1907 года в деревне Старый Орьебаш. Не имея образования, свободно могла общаться на многих языках: марийском, русском, башкирском и татарском. Свои мысли, переживания, страдания, любовь и радость она выражала через песни и весёлые частушки. В конце 20-х годов вышла замуж. В 1930 году у них родился сын Владимир, дедушка Таисии. В начале 30-х годов ездила к мужу в Москву, успела там поработать, но большой город ей не понравился, и она вернулась домой. В годы войны работала в тылу наравне с мужчинами: пахала, сеяла, жала. Провожала своих односельчан на войну - довозила их на лошадях до Уфы, а это более 200 километров. Обратно приходилось ей возвращаться одной, через леса и реки. Обладала боевым характером, жизненной энергией, позитивным мышлением. Всю свою жизнь она посвятила воспитанию детей, пятерых внуков и многочисленных правнуков. Прекрасно готовила: пекла в печке вкусный ароматный хлеб, пироги, ватрушки. Много путешествовала по стране. До 80 лет одна ездила на поездах и летала на самолетах. Всегда поддерживала связь со своими родственниками: братьями, племянниками и со всеми родственниками мужа. Наверное, в нее и пошла Таисия Казакова своим характером и любовью к семье и своим корням.

Семья Шамиля. Примерно 1935 год. Шамиль, Валентина Алексеевна, старшая дочь Алевтина Шамильевна и младшая – Людмила Шамильевна


Вся большая семья Шаймардановых не растерялась, они общаются, поддерживают родственные связи. И лишь о семье Шамиля было ничего не известно. Сельский активист, комсомолец 20-х годов, член партии с 1924 года. Был ответственным секретарем волостного комитета РКП(б), заведующим отделом культпропа Калтасинского РК партии, затем - председателем РИКа. В 1932 году работал инструктором БашЦИКа, заведующим отделом нацменьшинств, в довоенные годы - руководителем совхоза в Белокатайском районе.

В годы войны - сотрудник Особого отдела НКВД в Приморском военном округе. С 1931 по 1932 год и с 1947 по 1953 год - председатель, а с 1955 по 1960 год - заместитель председателя Калтасинского Райисполкома.

Шамай. 1932 год. Москва Гулсаска Шакировна Шакирова. 1964 год. Деревня Старый Орьебаш


Его жена Валентина Алексеевна - дочь известного в деревне Старый Орьебаш учителя Алексея Пайдиева, дети - Аля и Люся. Люся, к сожалению, уже умерла, а Аля и ее дочь Елена действительно живут в нашем городе и откликнулись на нашу публикацию.

Разбираться в хитросплетениях многочисленной семьи Шаймардановых интересно даже постороннему человеку. Ведь их история - часть истории нашей большой многонациональной России. Очень радует и тот огромный интерес, который проявляют потомки всех четверых братьев к своему прошлому, их желание сплотить семью, не растеряться в наше бурное и стремительное время, сохранить свои корни и родственные связи.

- Мы марийцы, - рассказывает Таисия Казакова, - национальность - мари (раньше их называли черемисами). В нашей деревне жили только черемисы. А так марийцы входят в финно-угорскую языковую группу. Финны, венгры, эстонцы, удмурты, мордва - почти все родственники. Наши предки жили в деревне Старый Орьебаш Калтасинского района Башкирской АССР. Эта деревня существует и по сей день. Правда там до сих пор нет дороги и газа, но есть школа. Некоторые наши родственники живут там и сейчас, например, два маминых младших брата, Александр Владимирович 1964 г.р. и Евгений Владимирович 1971 г.р. Нам очень хочется, чтобы наша деревня жила и развивалась. Но главная проблема - людям нужна работа, а её нет. Но такие деревни должны существовать - это земля наших предков, место памяти, источник нашей силы! Ведь в ней наш род точно жил с конца 17 века. Деревня основана марийцами в 1653 году по договору о припуске на вотчинных землях башкир. На 1870 год в деревне было четыре водяных мельницы. Кроме земледелия и скотоводства, население деревни занималось пчеловодством. В 1906 зафиксированы земская школа, бакалейная лавка. В Старом Орьебаше родился один из сподвижников Емельяна Пугачёва – Байкей Тойкиев (профессор, академик Петр Апакаев). Такая богатая история!

Таисия и ее мама Лидия Владимировна Казакова (Шаймарданова) продолжают свои изыскания, радуются обнаруженным сведениям, не теряют надежды найти новые.

С обретенными родственниками теперь общаются по телефону, ждут, когда почта доставит им настоящее письмо от бабушки Али из Ржева. Ее дочь Елена, сказала, что она очень любит писать письма.

Вот такая милая и вдохновляющая история. Важно не терять своих родных, а уж, если потерялись - искать друг друга, надеяться на встречу. Семья - самое главное и важное, что есть у человека. А чем больше семья - тем богаче человек в этой жизни, тем крепче он стоит на ногах, тем увереннее смотрит в будущее.


Казакова Таисия.
Источник: газета «Ржевские новости», № 22 (1225)
от 3 июня 2020.

Читайте нас: