Все новости
Общество
17 Июля 2020, 14:00

Отец так и не постучался в дом

Биографии людей, переживших войну детьми, можно писать под копирку, настолько они похожи. Хотя у каждого своя боль, свои потери и обретения

Сегодняшняя моя героиня - Лидия Ивановна Мартынова (Бишарова) войну не помнит, знает о ней по рассказам матери Матрены Яковлевны и бабушки Бишаровой (Бутусовой) Анны Федоровны. Этих женщин давно уже нет в живых, но в памяти остались их житейская мудрость, дельные советы, диковинные рецепты, весёлые шутки. Возможно, благодаря этому они обе прожили долгую жизнь. За 90 лет. Повидавшие много трудного на своем жизненном пути, не озлобившись на все и вся, жившие с надеждой и верой.
Судьба Анны Федоровны (бабки Анны) – судьба многих женщин России. Раскулачивание. Принудительный отъезд близких в Сибирь. Обида видеть свои вещи, которыми пользовались «активисты» деревни. Муж погиб на фронте в Первую мировую войну, единственный сын – во Вторую.
Скорый поезд Москва – Новосибирск отстукивал уже сотни километров. Кто-то крепко спит, даже позавидуешь, время в пути пролетит незаметно. А ехали Лидия Ивановна и Бурдина Валентина Ивановна к своим сыновьям Алеше и Андрею. На присягу в воинскую часть в г. Новосибирск. Конец 80-х – тяжелейшее время для страны. Только вывели войска из Афганистана. Внутренняя боль разрывала у матерей сердце на части. У Лидии Ивановны уже третий сын на службе. Старший Виталий служил в Москве, Саша – в Баку. Младшему (забегая вперед) предстояло служить на взорвавшемся Кавказе. Матерей в части приняли хорошо. Быстро пролетело время, отведенное для встречи. За короткое время сыновья возмужали, окрепли. Успокоили мам, что все у них будет хорошо. Довольные своей поездкой, они возвращались обратно. Лидия Ивановна и Валентина Ивановна – землячки, поэтому было о чем поговорить, повспоминать. Мелькали сибирские просторы. Сравнивали с родными – наши все равно лучше. Говорили и о радостном, и о грустном. Почти полвека назад этим же путем отправлялся отец Лидии Ивановны на срочную службу. Молоденький паренек, который кроме своей деревни нигде и не был, оказался брошен в круговерть таких событий, от которых содрогнется весь мир.
Отец Бишаров Иван Васильевич в 1940 году был призван на срочную службу, оставив дома мать, жену и еще не родившуюся дочь Лиду (она родилась через два месяца). Служил на Дальнем Востоке. Долгожданные письма-треугольники шли очень долго. Скупые солдатские письма, наполненные тревогой и заботой за жизнь самых дорогих людей. Наказывал, чтобы берегли Лиду. В письмах дочь «здоровалась» с отцом. Обводили ее маленькую ручку на листке в письме. Конечно же, спрашивал как справляются по хозяйству: сено, дрова, уборка картофеля – все это легло на плечи женщин. Надеялись, что это временные трудности они как-то переживут, что отцу там еще тяжелее. О себе писал мало: «Здоровье хорошее, служба идет нормально». На самом деле служба была очень трудная. Условия боевой готовности, постоянные провокации со стороны японцев и перестрелки.
Началась война. Красноармейцы-пограничники стремились на фронт. Но и там была настоящая война. Японцы активизировались, больше стало столкновений. Были потери. Командование всячески старалось сдерживать ситуацию. Война на Востоке еще больше бы ослабила и так плачевное положение Красной Армии, которое сложилось в первые месяцы войны.
Война изменила жизнь всей страны, каждого человека. В первые дни войны на фронт ушли мужчины трудоспособного возраста. Вскоре пошли и первые похоронки. У брата отца жили эвакуированные из Ленинграда будущий Народный артист Георгий Штиль с мамой и бабушкой. За деревней ближе к лесу начали обосновываться переселенцы. Это были российские немцы из Поволжья. По понятным причинам их отправили на Урал. Построили бараки, была своя школа, магазин. Работали на лесозаготовках. Все тяготы и лишения пережили надеждинцы. Похоронки приходили обычно в большом количестве после крупной победы наших войск. Разгром немцев под Москвой, Сталинградом.
Закончилась война. Стали возвращаться домой фронтовики, кто-то и к сенокосу успел. Мальчишки носили пилотки, фуражки со звездочками. Сколько было радости! И сколько было слез у тех, кто не дождался своих сыновей, отцов, мужей. Не было семьи без погибших. И как завидовали тем, у кого отцы вернулись. Бабушка говорила Лиде: «Скоро и твой папа приедет. Если летом не приедет, то на Воздвиженье (престольный праздник в селе Надеждино) обязательно приедет. Может быть и раньше, картошку поможет копать». После каждого стука калитки бежали к окну или на крыльцо. Вот-вот сейчас увидят они дорогое лицо. Лиде было уже 5 лет, она тоже понимала, что в доме радостные хлопоты: мыли, чистили, белили печку, стирали вещи в ожидании отца.
Тем временем Советский Союз, выполняя договоренности с союзниками, вступил в войну с Японией. В теплый августовский денек, играя на улице, Лида увидела, что возле их калитки суетятся люди. Радостная она побежала домой, наверное, папа приехал, пришли соседи повидаться. Когда зашла в дом, увидела плачущих женщин. Бабушка в руках держала какую-то бумагу. От этого Лида растерялась, прижалась к бабушке, а та еще сильнее с причитаниями заплакала. Кто-то сбегал на зерноток за матерью. Чтобы успокоить плачущих от горя женщин, кто-то сказал, что, возможно, вышла какая-то ошибка. Были случаи после похоронки возвращались домой. В одночасье судьба повернула все по-своему. Не хотелось верить в ужас свершившегося, еще теплилась надежда. По осени в дом пришел однополчанин отца из деревни Аткуль (в живых его уже нет и, к сожалению, родные не помнят его фамилию). Он и рассказал о последних днях и часах жизни отца.
Бишаров Иван Васильевич, уроженец села Надеждино, 1919 года рождения был убит снайпером на острове Сахалин вблизи п. Кетон 16 августа 1945 года. Похоронен в братской могиле. Поселок Кетон позднее переименовали в честь геройски погибшего командира батареи Леонида Смирных. Ныне поселок Смирный. Более 12 тысячам не суждено было увидеть своих детей, матерей, любимых. Тысячи детей стали сиротами за небольшой период ведения войны.
Продолжали возвращаться фронтовики. Из 160 ушедших на фронт из села Надеждино вернулись 52. Не было семьи, где не было погибших. Были семьи, в которых никто не вернулся. В клубе иногда демонстрировали фильмы. Мальчишки играли в войну. По осени начались первые свадьбы. Провожали парней на военную службу. Мама Лиды тоже вышла замуж. Анна Федоровна, видя, как невестка надрывается и в колхозе, и дома – не препятствовала этому. Жили вместе, а сосватал Матрену Яковлевну однополчанин отца – Ширин Дмитрий Егорович. Родились сестренки Валя, Нина, Зоя, Анна, братишка Николай. Они были не родные бабушке. Но она любила их одинаково. Как старшая, Лида помогала нянчить сестер. Иногда бабушка говорила Лиде: «Ты ведь у меня одна».
Многодетные послевоенные семьи. Они похожи одна на другую. Родители с утра до вечера трудились в колхозе за скудный заработок. Самим продуктов не хватало, а еще нужно было сдавать государству молоко, яйца, шерсть и другое. На каждое хозяйство – план. Заем государственный выкупать приходилось по восстановлению разрушенного хозяйства. Вся страна жила тяжело, но был такой патриотический подъем, что эти трудности были не сравнимы с ценой победы, которую одержали.
Годы быстротечны. Жизнь налаживалась. Выросла Лида, вышла замуж за местного парня Мартынова Аркадия Тимофеевича, у которого отец тоже погиб на фронте. В 1957 году на 7 ноября они сыграли свадьбу. Невесте было 17 лет, жениху – 19. В те годы не принято было в невестах засиживаться, да в холостяках ходить. Прошло столько лет, а помнят эту озорную, веселую свадьбу. Умеют надеждинцы и работать, и веселиться, и вкусные пироги печь.
Поплакала бабушка, жалко было внучку, вылетевшую из родного гнездышка, теперь она мужняя жена, должна быть при муже. «Не дам внучку в обиду, если будут обижать», - решила для себя бабка Анна. Волнения ее были напрасны. Молодые жили в любви и согласии. Трудолюбивая, скромная невестка пришлась по душе свекрови. Сколько было радости при рождении первенца Наташи. Потом родились Виталий, Саша, Алеша, Костя. В каждом правнуке бабка Анна находила сходство со своим погибшим сыном и сожалела, что не видит он своих внуков. Большая дружная семья жила по принципу: «Меньше критики – больше родительского примера». А родители смолоду пользовались уважением. Построили дом. Дети подрастали и тоже помогали родителям во всем. Дети выросли. У всех свои семьи. Став хорошими мамами, папами, а потом и бабушками, дедушками, стараются для семьи, для детей. И растут их дети такие же достойные, уважаемые люди, как они сами. Есть такая поговорка: «Везет тому, кто сам везет». Благодаря труду, живут достойно. Строят дома, покупают квартиры, машины. Умеют сено косить, дрова рубить и сделать ремонт в современной квартире. Помогают своей маме и бабушке.
Сбылась и мечта отчима Дмитрия Егоровича построить новый дом. Было трудно. В те годы фронтовики не пользовались поддержкой и помощью со стороны государства. Большинство не доживали до пенсии. Не пришлось пожить в новом доме и Дмитрию Егоровичу. Умер скоропостижно, когда ему было всего 50 лет. Казалось, что жизнь налаживалась. Старшие дочери были замужем, жили своими семьями. Приезжали часто, помогали родителям. Хорошими помощниками стали зятья. Обязательно находили время на уборку картошки, уборку сена. Привозили гостинцы, подарки. А как радовалась их приезду бабка Анна! Сколько внимания, любви получала она от них при жизни. А после ухода – памяти.
Труд отца не пропал даром. Вот уже более 40 лет этот дом, получив вторую жизнь, встречает и объединяет его детей, внуков, правнуков на улице 8 Марта села Краснохолмский. Добродушные хозяева сестра Нина и Володя дали дому уже, пожалуй, третью жизнь, постоянно улучшая его. Любит здесь бывать и Лидия Ивановна. Любуясь цветущим садом, вспоминаем прошлое, говорим о настоящем. 5 лет живет она одна. Прожили с мужем 57 лет, свято храня семейные ценности. Не так давно похоронила сына. Жизнь невозможна без потерь. Тоска и боль забываются, когда речь заходит о внуках, а особенно о правнуках, и ее лицо озаряется улыбкой. Недавно в большой, дружной семье Мартыновых было знаменательное событие – 80-летие мамы, бабушки, прабабушки. У Лидии Ивановны 13 внуков и 13 правнуков. Море цветов, теплых поздравлений получила она в свой юбилей. Она счастливый человек. Благодаря маме и судьбе у нее есть сестры. Особенно много внимания и заботы проявляют ей сестра Нина и зять Володя. Снохи Лена, Ольга, Марина, Алла, зять Александр для нее самые лучшие. Дети увозят погостить, но на постоянное житье не соглашается. Спешит домой. Ей хочется самой встретить детей, побаловать их разными вкусностями, приготовленными своими руками. Пусть еще долго-долго в их родительском доме пахнет мамиными пирогами и сбудется мечта Лидии Ивановны погулять на свадьбе внука Андрея, который в настоящее время проходит службу на Дальнем Востоке.
Читайте нас: