Великая Отечественная война затронула каждую семью. В каждом доме либо кто-то воевал, либо трудился. Эта война принесла с собой огромные потери, множество пролитых слез, бесконечное чувство утраты и горя. Моя семья не исключение.
Мой отец Салахетдинов Абубакир родился в 1896 году. Когда он пошел служить в армию, началась Первая мировая война. Вернулся только через семь лет. Затем женился на скромной девушке из соседней деревни. Все было хорошо, родились сыновья, дочь. Но в июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Мне было 10 месяцев, когда папа ушел на фронт. Вместе с ним ушли воевать еще три его родных брата.
На войне мой папа был пулеметчиком. С фронта приходили письма-треугольники. 22 сентября 1942 года мой отец погиб. В этот день мне исполнилось 2 годика, он погиб в день моего рождения. Я так и не увидела его живым, не знала как он выглядит, даже фотографии не осталось. Нас осталось у мамы трое: два брата 1928 и 1931 года, и я 1940 года рождения.
Пуля попала ему в голову и он сразу погиб. В окопе рядом с ним был мужчина из нашей деревни, вернулся с войны без одной руки. Он и рассказал маме о смерти отца. Похоронен отец в Калининской области, Великолукинский район, село Копылово.
После папы еще один его брат погиб, двое вернулись живыми.
От отца остались две книги Корана, внутри них мама хранила фронтовые письма. Я маленькая спрашивала у мамы: «На кого похож был мой папа?». Она показывала на брата.
В деревне на нашей улице в девяти домах ни у кого из детей не было отцов, все погибли на войне. Мы росли как родные. В лес ходили за ягодами, за дровами, всегда вместе. Наши мамы рано утром уходили на поле, возвращались поздно вечером. Они должны были отработать положенные трудодни. Была у нас корова, но за нее должны были сдавать государству молоко, масло, мясо. Нам самим ничего не оставалось. Моя пенсия была 40 рублей. Когда пенсию раздавали, налоговый агент ждал уже в сельсовете, чтобы налоги удержать.
Помню, когда я пошла учиться в 1 класс мама просила оставить пенсию, чтобы хоть карандаши купить.
Мама никогда не показывала своих слез. Жили очень тяжело, как и все. Помощи ниоткуда не было. Братья ушли служить в армию. Помню, как мама пошла просить в правление, чтобы вспахали нам огород лошадью. Но ей отказали… И мы с ней копали вручную, я тогда училась в 3 классе. У мамы и в мыслях не было сказать, что муж участник двух войн. Погиб на фонте, что двое сыновей служат. В 1975 году в возрасте 72 лет моя мама умерла.
Сейчас появились всякие льготы для участников ВОВ, для вдов, тружеников тыла. Но они вернулись с войны живыми, вырастили своих детей. Им очень хорошо сейчас помогает государство. А мы, дети войны, выросли без отцов, в нужде, остались как бы в стороне, государство нас не замечает. Жалко наших матерей, которые не дождались своих мужей с войны.
Я радуюсь, что моя мама до конца своей жизни жила со мной. Ее все дети и внуки любили. Всем родным она была зур эби.
Хочу добавить о родных моей мамы. Она была старшей в семье, после нее был брат и еще три сестры. У всех сестер мужья погибли на войне.
Вторая сестра, получив похоронку на мужа, приехала со своим сыном из Свердловска и до конца войны жила у нас.
Третья сестра жила в Бураевском районе, муж погиб, осталось 5 детей.
Муж младшей сестры пропал без вести, у нее осталось два сына.
Брат моей мамы был очень грамотным человеком. До войны он работал в Бураевском райкоме. На войне был политруком. Пришел с войны без обоих глаз. Он никогда не говорит, что он инвалид, наоборот, был очень общительным, играл на баяне. В Уфе изучил систему Брайля. Открыл школу слепых, был директором этой школы. Выписывал журнал «Жизнь слепых» и пальцами читал.
Нас, детей войны, с каждым годом остается все меньше. Мы ко всему привыкшие, учились, трудились, самое главное для нас был труд. Я ветеран труда и отличник нефтяной промышленности. Желаю всем мира на земле, и чтобы никогда не было войны.