«Кто такой педагог-психолог и зачем он нужен?» Мой ребенок посетил кабинет педагога-психолога. Что это значит? С ребенком что-то не так? Я бездарный родитель и не могу справиться сама? К сожалению, именно такие мысли приходят в голову многим родителям при одной мысли о консультации у педагога-психолога. Из-за особенностей нашей культуры и социального давления нам часто кажется, что занятия с педагогом- психологом – это клеймо глупых и неудачливых, хотя в реальности всё совсем наоборот.
В процессе развития и взросления ребенок сталкивается с множеством трудностей. С некоторыми он справляется самостоятельно, с другими – с помощью родителей. Но бывают и такие моменты, когда ребенку нужна помощь педагога-психолога.
Занятия с педагогом-психологом – не лечение, а корректировка мировосприятия.
К сожалению, многие до сих не видят отличий между педагогом-психологом, психиатром, психологом, в то время как нужно понимать, что это кардинально разные профессии. И, если психиатр и психолог работает с людьми, у которых наблюдаются психические отклонения и заболевания, то педагог- психолог работает со здоровыми детьми, у которых возникли некоторые трудности. И помогает им самостоятельно их преодолеть, не ставит диагнозов детям, не выписывает лекарств. На это есть психиатры и медицинские психотерапевты. И нет волшебной таблетки и волшебной палочки, которая вмиг решит все проблемы. Педагог-психолог работает с тем, что принесли ребенок и его родители, помогает осознать, принять, прожить, выразить, понять. Педагог-психолог помогает детям справиться и с адаптацией ребенка в новом коллективе (в детском саду, в школе), и с подготовкой ребенка к школе – создание правильной мотивации и заинтересованности в обучении, и с агрессивностью, вспыльчивостью, конфликтностью, нервозностью и плаксивостью и т.д.
С помощью специально разработанных тестов, игр, рисунков составляется психологический портрет ребенка, выявляются его особенности, скрытые и явные психологические проблемы. После того как педагогом-психологом выявлены проблемы, он составляет программу для их решения и реализует ее.
Труд педагога-психолога, как правило, не очевиден родителю, но ребенку он, поверьте, необходим. Как и любой другой человек, хочется быть удовлетворенной результатами своей работы. И это заключается в том, что каждый день тебя встречают детские глаза, счастливые, иногда грустные, но всегда открытые к общению. Радость каждой встрече, каждой беседе, потому что для некоторых из них ты становишься чуть ли не единственный взрослый друг. И ты счастлива от их доверия. А иметь возможность быть счастливым и от работы - это много стоит.
Нет ничего дороже детской любви, доверия, открытости, так как искренность детских чувств и слов невозможно подменить – это и есть самая большая награда и благодарность от детей. Все это отражено в детских рисунках, на которых они с большим желанием и удовольствием изобразили своего педагога-психолога. Так что же представляет собой детский рисунок? И что мы ценим в нем? А это и есть, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств, это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного и передача активного эмоционального отношения к нему. Доверительные отношения и положительную эмоциональную связь - это все, что хочет видеть в нас своими глазами ребенок!
Работа педагога-психолога интересная, важная, нужная, а главное, что она побуждает к постоянному самосовершенствованию, к постоянному стремлению изучать что-то новое, совершенствовать уже давно имеющийся опыт, открывать новое в хорошо известном, а дети, вообще, сплошное открытие, удивление и радость!