Все новости
Общество
5 Марта 2021, 14:00

Восходящая звезда оперной сцены

Великолепные вокальные данные краснохолмской оперной певицы Валентины Петраевой покоряют зрителей Австрии/

Честно сказать, с именем молодой певицы, сопрано Валентины Петраевой, уроженки села Краснохолмский, в нашем районе не все знакомы. Узнав, что девушка поет на сцене венского оперного театра, мы поспешили познакомиться с ней. К тому же на праздники она прилетела на Родину.
Выпускница Краснохолмской школы №3, Краснохолмского Детского дома творчества «Радуга» и Краснохолмской музыкальной школы сегодня является солисткой австрийского оперного театра Ан дер Вин. В свои молодые годы Валентина исполняет партии принцессы Трабизунды Ирен из оперы Антонио Вивальди «Баязет», Медеи из оперы Франческо Кавалли «Ясон».
Как получилось так, что девушка выбрала именно оперу и поехала работать в город известных австрийских композиторов: Моцарта, Бетховена и Штрауса? Специально для нашей газеты Валентина Петраева согласилась дать интервью.
- Валентина, вы родились и выросли в селе Краснохолмский. Что предвидело здесь, в маленьком поселке, ваш ход судьбы, карьеру оперной певицы?
-Любовь к музыке была с раннего детства. В первом классе мама повела меня музыкальную школу, где я училась у Алексеевой Тамары Ивановны по классу фортепиано, а после и вокалу. Также начала ходить в ДДТ «Радуга», здесь моим наставником стала Самойлова Екатерина Александровна. Она помогла мне понять, что именно через вокал я могу раскрыть больший процент своей личности, это понимание в последствии помогло мне после школы без сомнений выбрать профессию. Хочу отметить, что наши преподаватели всегда поддерживали нас, организовывали поездки на конкурсы. За это я сегодня им очень благодарна, поскольку конкурентная среда необходима для развития, ты встречаешь таких же ребят, как ты, понимаешь куда двигаться, на кого ровняться.
А насчет оперы… Помню, как наша музыкальная школа возила нас в Уфимский театр на оперу «Иоланта» Петра Ильича Чайковского. Сейчас вспоминаю и думаю, какие они молодцы, наши учителя! Правда, тогда мы ничего не понимали в силу возраста , но педагоги старались показать нам что такое театр, живое звучание голосов и оркестра, несмотря на трудности с дорогой и расстояние .
- Значит, первый шаг в музыку вам помогла сделать мама – Анна Сергеевна. А вы не хотели бросить в детстве музыкалку?
- Нас в семье трое детей, и всех мама отправила в «Радугу» и музыкальную школу. Сестренка Олеся и брат Данил тоже очень творческие, но по профессиональному пути пошла только я. Конечно же, были мысли бросить все это. Ребенок и есть ребенок. Но в голове были мамины слова «Начала - доведи до конца».
А в школе я училась в математическом классе, где 80% ребят шли по пути технических профессий, где доминировала математика, физика, химия. Я же на уроках быстренько решала задачки и из-под парты читала Островского, потому что знала, что мне надо сдавать литературу. Сложно сделать выбор в пользу музыки, когда вокруг большинство стремиться поступить в технические вузы, но я решила быть честной с собой и поступила в Пермский музыкальный колледж после одиннадцатого класса. Родители поддержали мое решение. Тогда я пошла к своему педагогу Алексеевой Тамаре Ивановне. Она помогла мне подготовить прекрасную программу поступления, и, надо сказать, абсолютно бесплатно занималась со мной, за что ей огромное спасибо.
- Каким же образом вы узнали об опере?
- Именно в колледже мне посоветовали получить классическое академическое образование, потому что это база, после которой можно выбрать любое направление: джаз, народное, эстрадное пение. На второй месяц учебы в колледже я начала с головой погружаться в жанр оперы, что эстрадная музыка перестала интересовать. Классическая музыка, на мой взгляд, богаче и интереснее. Просто знаете как? Ты ныряешь во что-то одно, начинаешь копать, изучать, погружаться, и все что «проще» становится не интересным. Мне предлагали обратить внимание на оперетту, игровой жанр, пограничный, легкий, веселый, более понятный. Нет, опера со всей сложностью и масштабностью мне больше по душе. Я, кстати, спела одну героическую партию в ГИТИСе – Царицу Карфагена Дидону из оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней».
- Вы проговорились о ГИТИСе. Значит, после Перми была и Москва?
- Да, после четырех лет учебы в колледже, я поступила в Государственный институт театрального искусства - ГИТИС. Там четыре года изучала академический вокал, получила базовое театральное образование. Это один из сильнейших ВУЗов нашей страны. Я убеждена, что если есть возможность, образование лучше получать в лучших, топовых вузах.. Это даёт крепкую школу на весь дальнейший профессиональный путь. ГИТИС - это потрясающе насыщенный, веселый, интереснейший, период моей жизни. На первом курсе нам сказали, что мы покинем эти стены другими людьми. Так и получилось.
- 2020 год для всех стал непростым, для тебя тем более. Ты уехала в Австрию жить, работать. Как это получилось?
- После ГИТИСа искала работу, проходила множество прослушиваний в театры, получила приглашения на прослушивания из Перми, Астрахани, Нижнего Новгорода, также получала ответы: «Мест нет, вся труппа набрана». Просто в России есть такая проблема, очень много хороших певцов (потому что русские голоса богаче по тембру и красивее, чем европейские), а театров у нас мало. Кстати, если говорить об Уфе, туда я тоже звонила, на что получила ответ: «Мест нет, все уже занято, труппа набрана». Я решила, что если решить вопрос с работой в столице я не могу, значит, я найду работу в других столицах. К примеру, в Европе оперных театров больше, чем в России, и оперное искусство там больше развито, чем у нас.
Я получала образование восемь лет и до сих пор получаю. Когда ты так сильно вкладываешься, хочется работать в хорошем театре, где ты можешь развиваться дальше. Честно скажу, никогда не хотела работать за границей, так получилось. «Мест нет», а развиваться дальше нужно. Тут как бы ты упираешься в потолок сначала в поселке, затем идешь в Пермь. В Перми упираешься - идешь в Москву. Вот я уперлась и здесь. Выход был один – Европа.
Отправила свои видеозаписи по всей Европе. Мне ответили три театра: из Штутгарта, из Вены и из Берлина. Первым делом полетела в Штутгарт – в город на юго-западе Германии. Это было мое первое путешествие в Европу и первое серьезное прослушивание. Мой первый опыт, как за границей, так и вообще после ВУЗа. То есть я была студенткой, а сейчас стоит задача стать профессиональным певцом. Прослушивание в первом городе было слабоватым, после которого, собрав всю волю в кулак, все проанализировав, выстрелила с Вене. Такой путь пройден, ошибки снова быть не должно. Мне самой понравилось, как я спела (такое бывает редко), ну, и сразу после прослушивания мне объявили, что приглашают меня работать в театре. Впрочем, я чувствовала, что пройду. Интуиция – немаловажный инструмент в любом деле.
Хотя потом я узнала, что не всех так берут. Кто-то получает ответ через четыре месяца, кто-то через месяц, кто-то через неделю. А я сразу получила вердикт: «Будьте готовы, делайте визу». Конечно же, первым делом я бросилась быстро учить английский язык. На следующий год планирую брать уроки немецкого. И вот сегодня я - часть молодого театра Ан дер Вин! Ура!
- Раз уж речь зашла о языках. Есть ли языковой барьер, какие-нибудь трудности?
- Со мной работают много русскоговорящих : пианистка из Латвии, помощник режиссера и две коллеги – один молодой человек из Сибири, и одна девушка из Мюнхена, ее родители русские. У меня всегда есть тот, кто мне поможет. Я вроде уже адаптировалась, но продолжаю развивать знание языков каждый день.
- Как же прошла адаптация? Расскажите, каково это жить в другой стране?
- Оказаться в другой стране всегда тяжело. Теперь прекрасно понимаю мигрантов. Это сильный стресс. Я не могу сказать: «Ой, мне было легко». Нет вообще нелегко… Представьте, все социальные связи, которые вы наработали в своей стране, теряете и уезжаете в чужую. И там нет ничего, кроме рабочих связей. То есть опять надо находить новых друзей, близких любимых людей. Опять по новой. Конечно, всегда можно сесть в самолет и вернуться, но нет, пока я предпочитаю развиваться и делать карьеру. Конечно, в России рядом были педагоги, друзья, однокурсники, люди близкие по духу, а здесь в разы меньше, буквально, несколько человек. Но все это вопрос времени, я человек общительный, быстро освоюсь.
А жизнь моя в Вене – это, в основном, работа. Кроме работы я ничего не успеваю. Есть еще курсы языка. Правда, уже и личную жизнь пора бы немножко тоже впустить…
- Расскажите немножко о работе. Какие у вас роли, сколько времени занимает выучить партию. На каком языке вы поете. И важно ли вам, как воспринимает вас публика и оперные критики?
- Мне дают главные роли. Сейчас мы работаем над оперой Франческо Кавалли «Ясон», я исполняю партию волшебницы Медеи, почти все время действия нахожусь на сцене на протяжении 2двух часов. Пою на итальянском языке. И честно скажу, выучить партию сложно. Мне кажется, не надо скрывать этого. Учить партию – это целый комплекс: дуэты, арии, квартеты, плюс идеальное произношение, знание перевода каждого слова на русском и английском, а также нужно запомнить все перемещения по сцене и действия, общаться с партнером и успевать смотреть на дирижёра, не говоря о контроле вокальной техники. Рабочий процесс на английском языке, пою на итальянском, а еще надо учить немецкий. Вот так работаем, стараемся. Без ежедневного труда ты просто не успеешь за рабочим ритмом.
Насчёт публики и критики вы правильно отметили. Для певицы очень важно, как ее воспринимают публика и оперные критики. Вы сыграли спектакль, и через некоторое время читаете в журналах впечатления критиков о спектакле. Я, к счастью, получала пока только хорошую критику. Вначале критика для меня была стрессом, поскольку никогда не сталкивалась с этим. Ты в первый раз выходишь на сцену. Ты еще сам маленький актер, ничего не понимаешь, а твою работу уже критикуют, обсуждают. Это тоже стресс, но ошибаться на сцене можно, если это обаятельно, ну мы же не машины...
Рабочий процесс у нас делится на два этапа: два месяца подготовки, затем играем десять спектаклей. Вот такая система в европейских театрах. Называется стаджоне. В России мы готовим спектакль, и можем играть его лет пять. Там же если ты не увидел спектакль, не увидишь никогда.
- А когда вы поете, устаете? И пьете ли сырые яйца, или это просто байки?
- Очень устаю… Тут нужно учиться работать в энергосберегающем режиме, чтобы тебя хватило надолго. Этому тоже учишься. Получается, как у спортсменов, регулярная тренировка мышц, не форсировать и не делать долгие перерывы. Добился каких-то высот, передохнул и опять. После долгих перерывов сложнее входить в форму. Поэтому надо заниматься, а не пить яйца. Все это миф. Если б было так легко, то все бы мы были народными артистами.
- Вот вы, простая девчонка, смогли во многом преуспеть. Вы в школьные годы или в студенческие думали, что так сложится ваша судьба. Что вы будете петь на сцене европейского оперного театра?
- Я просто хотела делать то что я люблю. Ненавижу, когда меня заставляют заниматься тем, что мне не по душе. Все просто: хочешь - действуй! Из десяти попыток удачных будет пять, а может и все десять! Я еще в студенческие годы старалась заниматься самообразованием. Сейчас в этом театре я работаю до 2022 года. Потом мне надо будет искать новые проекты, и это будет новый этап ещё интереснее.
- У вас на странице в Инстаграмме я читала, как вы добирались до Вены, и чего это вам стоило. Может, расскажете об этом.
- Да, мое «увлекательное путешествие» из Москвы в Вену началось с трудностей из-за отсутствия прямых рейсов по причине пандемии и нововведённых ограничений в разных странах, которые менялись каждую неделю. Все это стоило мне потери денег и нервных клеток, конечно. Однако я еще раз убедилась в мудрости пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Свои же 100 рублей я потеряла на маршруте Москва-Минск-Варшава-Киев-Вена. Почему так сложно? Потому что тогда напрямую (Москва -Вена) можно было добраться только личным самолетом. Дали визу. Сроки поджимали! Из возможных был маршрут Минск-Варшава-Вена, пришлось ехать на автобусе до Минска, а там массовые протесты. Представляете, каково было смотреть в соцсетях, как на улице избивают людей и ехать прямо в этот город. В 6 утра спокойно добралась до аэропорта и улетела в Польшу. Но аэропорт имени Фредерика Шопена в Варшаве я запомню надолго. Здесь мне пришлось ночевать на лавочке, где таможенники сочли мою австрийскую визу D недостаточной для въезда в Европу. Нужна была польская дополнительная транзитная виза. И я получила ответ: «Пани Валентина, пропустить не можем, причина – карантин. Виза австрийская, пусть они вас и пропускают. Летите обратно, рейс в Минск завтра. Паспорт забираем, отдадим на гейте рейса в Минск». После этих слов, меня кипятком окатило. Что делать? Как быть? Нужны было в намеченный день быть в Вене, деньги мои улетели вместе с самолетом. Но «имей 100 друзей», моя подруга, сидя дома в Вене, искала в интернете новые рейсы. Рядом был еще парень из Киева с такой же проблемой, который кормил меня пирожками, так как к тому моменту уже закрылись все точки с едой в аэропорту. Всю ночь кипели мозги нашей команды в ночной транзитной зоне аэропорта имени Фредерика Шопена, мы выбрали маршрут через Киев. Так я попала в Вену и следующим утром после двух бессонных ночей в автобусе и аэропорту стояла румяная и свежая на фотосессии к грядущему театральному сезону.
- И теперь, через полгода, вы можете сказать, что вы решились бы на тот же серьезный шаг, что вы повторили бы этот путь еще раз. Или передумали бы?
- Если вернуть время вспять, я бы поступила также. И ничуть не сомневалась бы в своем решении. Ты принимаешь решение здесь и сейчас, создаёшь цепь событий сейчас. Фраза «сделаю завтра » не работает.
- А что можете сказать молодому поколению нашего района. Какие ваши советы и пожелания?
- Поставить цель, разработать стратегию. Твоё будущее - это только твоё дело. Не слушать всех подряд, говорят большинство, а действуют немногие. Опираться только на своё мнение и на мнение авторитетных для тебя людей. В любой работе бывают трудности, так лучше преодолевать их в сфере, где тебе нравится быть. Главный ключ - удовольствие, тогда будут и азарт, и силы. Хулиганить обязательно, быть гибким и относиться ко всему с юмором.
- Ну, и напоследок, что вы хотите сказать своим родным, учителям, землякам?
- Я всегда была и остаюсь благодарной огромному количеству людей, кто помог мне в моем становлении. Самые дорогие люди в моей жизни – мое огромное семейство Петраевых! И, конечно же, мои педагоги: Екатерина Александровна Самойлова , Тамара Ивановна Алексеева, Илюса Кавиевна Попова, Рита Халиловна Ахтямова, Людмила Александровна Данилова. Также огромная благодарность работникам Дома культуры «Нефтяник»: Надежде Дмитриевне Пята, Анатолию Михайловичу Митрошину, Артуру Аюпову, Артюхову Вячеславу.
Это большое счастье, что в нашем посёлке есть эти прекрасные люди, кто создает культурно-образовательную часть жизни нашего посёлка.
- Валентина, спасибо за интересную беседу. Мы желаем вам успехов во всем. Пускай все задуманное у вас сбудется. Мы гордимся вами, вашим характером. И пусть ваш жизненный опыт станет для всех примером, что и из маленькой глубинки тоже можно пробить дорогу. Здоровья вам и вашим близким, счастья и удачи.
Читайте нас: