Наш земляк, Народный поэт республики Марий Эл, Анатолий Тимиркаев в предисловии к своей книге «О ты песня моя Восточномарийская» пишет: «Без знания истории родной деревни мы можем затеряться как песчинки в «безбрежном океане пустыни…»
Действительно, мы знаем в какие годы правил Владимир Мономах, в каком году произошло Бородинское сражение, читаем и перечитываем «Слово о полку Игореве», и, как правило, порой не можем сказать дату образования родной деревни, где мы родились, где мы обрели «свои крылья», не знаем, кто ее основал, и кем были они. Как они жили в то время, когда Кузьма Минин собирал свое ополчение против польских шляхтичей, когда Петр I готовился «прорубить» окно в Европу, когда Достоевский писал «Братьев Карамазовых». Что их заботило и тревожило? О чем они мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам.
Учитывая это, редакция газеты в этом году решила принять участие в федеральном конкурсе для получения грантовой поддержки. Наш проект успешно выдержал все конкурсные процедуры. В рамках этого проекта мы уже своим читателям рассказали об истории деревень Калмаш, Сазово, Василово, об их сегодняшнем дне, о людях, что их волнует, что надо сделать, чтобы наша малая родина дальше процветала, стала центром притяжения всех ее сородичей.
Наш сегодняшний рассказ о деревне Кельтей.
Земля Тойдыма, Мустая и Чавая.
Кельтей до революции и сейчас считается самым большим населенным пунктом среди всех деревень нашего района. Самое большое количество населения в этой деревне проживало 1160 человек в 1905 – 1907 годах. В «Алфавитном списке населенных мест Уфимской губернии» на 1905 года о деревне Кельтей имеются такие сведения: «Кельтей, деревня на реке Большой Кельтей, имеется инородческая школа, бакалейная лавка, 6 водяных мельниц. Расстояние в верстах: до уездного города – 103, до волостного правление -15, число дворов – 187, число жителей мужского пола – 616, женского – 546. Развито земледелие, пчеловодство, торговля».
Крестьянское хозяйство деревни Кельтей быстро развивалось особенно в годы Столыпинской аграрной реформы и в годы НЭП-а (новой экономической политики). Об этом очень интересно писал в своем художественном произведении «Арка пасу» («Отцовское поле») Михаил Шаякбаев. Ряд своих художественных произведений посвятил писатель, краевед, уроженец этой деревни Михаил Данилов. В них он рассказывает о своих земляках участниках русско-японской войны 1905-1907 годов, участниках героической обороны Порт-Артура. О героических страницах участия кельтеевцев в I-ой мировой войне, о том, как они попали в плен и как после депортации, одержимые высокими патриотическими чувствами, тоской по родной деревне из далекой чужбины месяцами и годами добирались домой.
Местный краевед, Александр Иликбаев в своей книге «Кельтей – земля отцов» пишет: «Из сохранившихся записей местного просветителя, учителя Петрова Николая Николаевича известно, что в 1728 году, там где сливаются две реки Амалык и Кельтейка, поселились три брата Тойдым, Мустай и Чавай, переселившиеся из Прикамья, из деревни Келды (ныне Ныргиндиский район, Удмуртская республика). Свое новое селение они назвали Кельтеем». Отсюда и пошла история деревни Кельтей.
Чтобы понять, как в дальнейшем сложилась их судьба, интересно размышляет известный публицист, аксакал башкирской журналистики Марсель Кутлугаллямов.
- Наши сородичи, - пишет он, - жили на своих обширных землях привольно, не стесняя соседей и в то же время представляя возможность соседям погреться у своего очага. Земля, вода, огонь, недра и все, что бегает в лесах и плавает в воде – дарованное богом – принадлежит, по их убеждениям, всем. Эти блага не должны быть пограничными метками, разделяющими людей. Наоборот, священная вода, священная земля и священный огонь всегда служили символами общности людей и единения народов.
Эту же мысль подтверждает в своем стихотворении «Большой Кельтей» общественный корреспондент, большой друг нашей газеты Анатолий Дончук.
Валили лес, землянки рыли,
Пахали, нянчили детей…
Вот так – из небыли и были
Родился наш Большой Кельтей…
Кельтей – административный центр, центр просвещения и культуры.
По данным Башкирской энциклопедии в 1937 году Кельтей был административным центром. Если полистать пожелтевшие страницы районной газеты тех времен, то можно представить, как кипела жизнь в Большом Кельтее. Тут и сообщения о проходившем конкурсе гусляров, любителей игры на волынке и на других народных инструментах, всевозможные мероприятия по линии просвещения, агротехнике возделывания сельхозкультур и т.д. и т.п.
В 30-х годах начальная школа деревни Кельтей была преобразована в школу колхозной молодежи. Это учебное заведение стало центром просвещения района, где учились дети не только с нашего района, но и с соседних деревень прилегающего Краснокамского и Янаульского районов.
А впервые в деревне Кельтей учебное заведение было открыто в 1876 году. Это было четырехклассное начальное училище для детей инородцев. Оно было расположено на соседних усадьбах двух крестьян Ялаева и Мадиярова в деревне Малый Кельтей. Первым учителем и организатором образования на селе стал Алексеев Василий Алексеевич, уроженец деревни Иванаево Бирского уезда. Жители деревни Кельтей хранят светлую память о нем, как о подвижнике на ниве народного образования.
Жители деревни умели ценить народное искусство. До сих пор в памяти старожилов деревни виртуозная игра на скрипке учителя школы Ирдуганова И.И., баянистов Шайдуллина Николая, братьев Пекининых, Ибаевых Бориса и Валерия, Кумушбаевых Валерия и Виталия, которых можно было часто увидеть на сцене деревенского клуба.
Кельтеевская МТС и укрупнение колхоза «Родина».
В 30-е годы Кельтей был не только центром культуры и образования, здесь в 1932 году была организована первая в районе машинно-тракторная станция. Об этом пишет в своей будущей книге Роберт Васильев, ветеран Арланского нефтепроводного управления. Скоро эта книга будет издана в редакции газеты «Калтасинская заря».
Кельтеевцы никогда не забудут доброе имя Василия Спиридоновича Старцева, первого председателя укрупненного колхоза «Родина».
При нем укрепилась не только экономика хозяйства, но и намного улучшилась жизнь и благосостояние рядовых колхозников.
При Старцеве В.С. первым в районе на ферме установили доильный аппарат, стали применять искусственное осеменение, внедрили навозоудаление.
Самые интересные страницы из истории деревни Кельтей.
Первый детекторный радиоприемник был у учителя физики Кельтеевской семилетней школы Иликбаева Ивана Алексеевича. 5 марта 1953 года кельтеевцы по этому радиоприемнику услышали сообщение Советского правительства о смерти И. В. Сталина.
В 1958 году была проведена электрификации деревни.
В 1967 году в деревне появился первый телевизор «Рекорд» у Алексеева Адольфа Николаевича. В дни празднования 1 мая и 9 мая Адольф Николаевич ставил свой телевизор на подоконник, раскрыв окно дома, вся улица смотрела передачу из Москвы.
Удивительно, что первый телевизор Алексеева А.Н. работает и в настоящее время.
Первые аэросани в деревне сконструировал А.Н. Алексеев на базе двигателя ИЖ-49.
Первая легковая машина «Победа» появилась у Пактиярова Иосифа Пактияровича. Эта «Победа» до сих пор в исправном состоянии, находится в Кутереме.
На первом самоходном комбайне СК-2 начали работать Валикаев Тимур и его помощник Аксяев Николай. (Александр Иликбаев «Кельтей – земля отцов», стр.111).
Первый представитель марийского народа при советском правительстве.
Изибаев Пасет (Алексеев Николай Алексеевич) родился 8 мая 1896 года в деревне Кельтей.
Окончил Кельтеевскую начальную школу и Арланское двухклассное училище, поступил в Бирскую учительскую семинарию, которую окончил в 1915 году.
Но работать по специальности ему не довелось. В июле 1915 года он был мобилизован к царскую армию. Участвовал в первой мировой войне. Будучи образованным человеком вскоре стал офицером и к 1917 году в чине поручика командовал ротой.
В феврале 1918 года Алексеев участвует в историческом съезде мари и избирается в Комиссариат мари при Казанском губисполкоме.
Н.А. Алексеев проводил многогранную работу. Он лично написал, опубликовал и разослал в марийские районы несколько обращений. Призывал марийских трудящихся повсеместно создавать коммунистические ячейки. ЦОМ содействовал преобразованию школ, введению преподавания в них на родном языке.
В начале декабря 1918 года, в Казани, под руководством Н.А. Алексеева, состоялось историческое собрание марийских работников, на котором было принято решение о создании марийской ячейки при Казанском губкоме партии. В своей речи на собрании Николай Алексеевич сформировал основные задачи ячейки: подготовка партийных работников из мари, создание на местах ячеек, развитие классового самосознания мари, организация комитетов бедноты.
Н.А. Алексеев с 1919 по 1921 год работал заведующим Марийским отделом Наркомнаца в Москве.
Напряженная и многогранная работа подорвали его здоровье и в январе 1935 года Алексеев Николай Алексеевич скончался в родной деревне Кельтей.
Эсай Чапай (Исаев Чапай Исаевич)
Родился он 28 февраля 1911 года в деревне Кельтей в крестьянской семье. Окончив Келтеевское начальное языческое черемисское училище, поступил в Кояновскую школу сельской молодежи. В школе принимал участие в кружке художественной самодеятельности, редактировал общешкольную стенную газету «За учебу», где печатались его рассказы, стихи, фельетоны, дружеские шаржи, рисунки.
Во время учебы в Уфимском лесотехническом техникуме активно занимался литературным творчеством: писал стихи, рассказы, публицистические статьи.
В январе 1928 года в газете «Марий Эл» был напечатан рассказ «Белогвардейцы», а в 1930 году – рассказы «Противостояние», «Небо прояснилось», «Коллектив», «За культуру», «Ни жнивье», «Подруга».
В 1933 году молодой лесотехник Чапай, оставив свою работу в лесничестве, приезжает в г. Йошкар-Ола. Участвовал в первой конференции марийских писателей. После конференции его принимают на работу корреспондентом газеты «Марий коммуна». В этом же году в трех номерах журнала «Новая сила» публикуется его повесть «Девушка смеется» («Удыр воштылеш»).
В 1937-1938 годах работал в книжном издательстве. В 1937 году в январе его приняли в союз писателей.
В 1938 году начал писать роман «Отдельный артдивизион». Но он так и остался незаконченным. Начались репрессии.
Жарким летним днем 10 июня 1938 года в квартиру Эсая Чапая пришли люди в штатском, произвели обыск и забрали его.
27 сентября 1938 года в 19.00 Эсай Чапай был расстрелян. Лишь в 1956 году был реабилитирован посмертно.
Материал подготовила Е.Акиева
Список использованной литературы: «Сторона моя Калтасинская», «Башкирская энциклопедия», М.И. Илтубаев «Свет просвещения в стороне Калтасинской!, Александр Иликбаев «Кельтей – земля отцов».
фото из открытых источников