Все новости
Общество
4 Августа 2022, 10:30

Купцы Твердышев и Мясников, Пугачев и Екатерина II: кто стоит за промышленным наследием Башкирии

Богатая история Башкортостана, в том числе развития здесь промышленности, становится все более привлекательной для жителей и гостей республики. Одна из наших туристических жемчужин – село Воскресенское Мелеузовского района, в котором побывал Глава Башкортостана Радий Хабиров. Там прошло выездное заседание регионального отделения Русского географического общества, где обсудили вопросы сохранения индустриального наследия региона.

Купцы Твердышев и Мясников, Пугачев и Екатерина II: кто стоит за промышленным наследием Башкирии
Купцы Твердышев и Мясников, Пугачев и Екатерина II: кто стоит за промышленным наследием Башкирии

Промышленная архитектура занимает особое место в культурном пространстве Башкортостана – крупном историческом индустриальном горно-металлургическом центре России.

Как известно, в ХIХ веке в нашем крае произошел расцвет горно-металлургической промышленности. Десятки тысяч пудов башкирской меди доставлялись по водным маршрутам по рекам Белой, Каме и Волге.

Сегодня сохранившиеся с той поры заводские здания являются важными памятниками истории и промышленной архитектуры, якорными объектами в хронике истории Башкортостана.

Завод с почти 300-летней историей, где Емельян Пугачев ковал ядра для своего войска

Воскресенский медеплавильный завод — самый первый на Южном Урале металлургический (меднолитейный) завод. Он был построен купцом Твердышевым и начал работать 16 ноября 1745 года.

Вместе с ним возникло одноименное рабочее поселение на 320 дворов, все население которого перевезено на Урал из более западных областей России. С этого завода началось бурное горнозаводское строительство в регионе.

Воскресенский завод – первое промышленное предприятие горнозаводской компании Твердышевых-Мясникова, первой в России частной компании по выплавке стратегического сырья – меди.

Вслед за Воскресенским за четверть века на Южном Урале по той же схеме было построено около 20 металлургических заводов, то есть он является начальной точкой формирования системы промышленного освоения Южного Урала как минимум на 100 лет вперед. С 1756 года медь горнозаводской компании Твердышевых-Мясникова отправлялась для чеканки монеты на Екатеринбургский монетный двор.

Из 500 горных заводов России Воскресенский медеплавильный завод был в ряду крупнейших на Урале, имел 7 плавильных печей, 3 кричных и гармахерских горна, 2 расковочных молота.

Завод и поселок при Твердышеве были хорошо укреплены. Академик Петр Симон Паллас в 1769 году про Воскресенский завод пишет: «Заводское строение, при котором находится несколько сот жилых домов и церковь, обнесено так, как и все в тамошней стороне заводы, деревянною крепостию из лежачих бревен наподобие неправильного многоугольника с башнями и батареями», на которых были установлены пушки.

Во время Крестьянской войны под руководством Пугачева завод захватили. Здесь отливали пушки для восстания. Емельян Пугачев был на заводе лично и, по свидетельству местных старожилов, ходил молиться в деревенскую церковь, построенную в честь Воскресения Словущего. Уходя из Воскресенского, «пугачевцы» сожгли и разрушили завод, его восстановили из руин лишь в 1777 году.

Предприятие существовало до 1902 года. За 150 лет работы на Воскресенском заводе было выплавлено около 1,7 млн пудов (27,7 тысячи тонн) чистой меди.

Здесь до сих пор хорошо сохранились фрагменты планировочной структуры основного строения, заводского поселка, частично руинированный комплекс заводских зданий, подземные ходы, а также остатки гидротехнических сооружений.

«Удивительно, как профессионально подходили к любому делу наши предки. На стенах медеплавильного завода сохранилась кирпичная кладка. Посмотрите, как все это сохранилось спустя почти 300 лет. И даже заводские здания были построены с какой-то особой любовью и представляют в том числе и архитектурную ценность. Важно, что Воскресенское находится на территории геопарка «Торатау». Уверен, что со временем село станет центром притяжения для туристов и важной точкой нового маршрута», - сказал Радий Хабиров, стоя рядом с сохранившимся зданием Воскресенского медеплавильного завода.

Екатерина II о рабочих Верхоторского медеплавильного завода: «Уравнение между работою их и зарплатою совсем потеряно»

Через 12 лет после пуска Воскресенского медеплавильного завода Иван Твердышев и Иван Мясников в 1757 году на реке Тор закончили постройку Верхоторского завода с тремя медеплавильными печами, он находился всего в 12 км от Воскресенского медеплавильного завода.

В конце XVIII века заводу принадлежало 29 тыс. десятин земли. У предприятия было 140 медных рудников, на нем трудилось более 1 500 рабочих. При заводе функционировали церковь, училище, две водяные мельницы.

Верхоторский завод успешно работал и развивался до начала Крестьянской войны 1773-75 годов. Крестьяне Верхоторского завода одними из первых присоединились к восстанию вместе с Воскресенским и Покровским заводами. Бедственное положение заводских рабочих вынуждена была признать и Екатерина II. В указе Берг-коллегии от 9 апреля 1763 года она отмечала, что «отягощение крестьян столь было безвременно и велико, что уравнение между работою их и зарплатою совсем потеряно».

В годы Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва завод находился в руках повстанцев. В это время на заводе производили орудия и боеприпасы. Весной 1774 года завод был разрушен, и только через три года был восстановлен.

С середины 50-х годов 19 века медь с заводов отправлялась на Екатеринбургский монетный двор. Торговые отношения были установлены со странами Западной Европы, в том числе с английскими купцами Томасом Фоульдустом, Джексоном, Велденом, Бехстером, Фридриксом, Гомом и другими, делались попытки установления торговых связей с Турцией по Черному морю.

Закрыли Верхоторский медеплавильный завод в 1913 году из-за истощения рудников.

За 154 года Верхоторским заводом выплавлено 1,6 млн пудов первоклассной меди.

В настоящее время на территории Верхоторского заводского комплекса сохранилось пять объектов. Сейчас здания заводоуправления, складского помещения, заводской мост и церковь являются памятниками архитектуры регионального значения. Верхоторский заводской мост через реку Тор был построен в XIX веке. На мосту висит табличка с датой начала или окончания строительства — 1855 год.

Мост сложен из кирпичей, сохранился достаточно хорошо и до сих пор активно используется.

Жители села Верхотор и архитекторы совместно с администрацией района разработали проект по благоустройству территории бывшего завода для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Итоги конкурса подведут уже в августе.

По задумкам авторов проекта,  здесь появится площадь с визит-центром, детские игровые площадки, кафе, смотровая площадка, оборудуют спуски к воде и пляж.

Также в планах построить амфитеатр со сценой, скейт-площадку и возродить некогда популярную здесь игру в лаун-теннис, площадка для которой до сих пор существует.

Бемское стекло и стеклотара

Красноусольский стекольный завод начал свою историю в 1752 году как Богоявленский медеплавильный завод, который построил Иван Твердышев. В последующем заводские строения перешли к наследникам Твердышева – дворянскому роду Пашковых. Под их руководством в 1893 году заводские строения перепрофилируются под стекольное производство Бемского стекла. Производственные процессы породили возведение новых зданий, выполненных, в отличие от ранее имеющихся (стиль «классицизм»), в стиле «эклектика». Здания использовались под стеклодувное производство.

Уже к 1925 году Красноусольский стекольный завод был вторым по размеру предприятием республики, после Белорецкого металлургического комбината. В конце 90-х годов прошлого века завод специализировался на выпуске стеклотары. Местные власти хотят сегодня не просто благоустроить территорию бывшего завода, а создать пространство, которое станет для всех местом притяжения.

От «Пенного» и «Полугарного» до боевых 100 грамм

Родоначальником строительства частного винокуренного завода в Стерлитамаке был казанский дворянин, секунд-майор в отставке, действительный коллежский советник Сергей Яковлевич Левашев. В 1796 году на берегу ручья Каран-елга, впадающего в реку Белую, он строит винокурню, на которой в первый же «винокуренный год» было «выкурено 8040 ведер хлебного вина».

К началу 80-х годов 19 века наследники дворян Левашевых продали свои земли и заводы. Новым хозяином завода стал купец Аверьянов. Заложив земли в банк, он модернизировал спиртовое производство и ежегодно получал до 15 тысяч ведер спирта, завод стал называться Спасо-Сергиевским №58.

Производство напитков из спирта-сырца в Стерлитамаке началось в 1827 году. Продукция винокурен поступала в винный «Питейный магазейн», очищалась и разливалась по бутылкам. Вино называлось «Пенное» и «Полугарное». В 1890 году на южной окраине Стерлитамака был построен спиртовый казенный склад по переработке продукции десятка винокуренных заводов в уезде, который после модернизации и расширения получил статус «Казенного винного склада №4». Современное ликеро-водочное производство до сих пор частично располагается в историческом месте —  в здании бывшего Казенного винного склада.

До революции еженедельная производительность винного завода достигла 2 тыс. ведер.

В годы революции Казенный склад и Спасо-Сергиевский спиртзавод были национализированы. Склад получил статус Государственного водочного завода.

В трудные для всей страны годы Великой Отечественной войны завод не остановил своей деятельности. Главной продукцией его в то время был спирт-сырец, который отправлялся на фронт и использовался в медицинских целях. А знаменитые «боевые 100 грамм» вносили тепло и радость в тяжелую фронтовую жизнь.

Только в 1953 году ликеро-водочный завод стал выходить на предвоенный объем выпуска водки.

В 1959 году Спасо-Сергиевский завод и Стерлитамакский ликеро-водочный завод объединяются в одно предприятие, которое в дальнейшем именуется Стерлитамакский спиртоводочный завод.

Самый дешевый чугун на Урале и «Государственный герб» за продукцию

Одно из старейших предприятий черной металлургии России – Белорецкий металлургический комбинат основан в 1762 году купцами Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым на купленной у местных жителей земле. Строителями и первыми рабочими завода стали крепостные крестьяне из Казанской, Нижегородской, Пензенской и Рязанской губерний. Мощность завода достигала 122,5 тысячи пудов чугуна и 80 тысяч пудов железа в год. На заводе числилось 840 душ мужского пола, из которых 145 человек работали в цехах, остальные добывали руду, рубили лес, жгли уголь и возили всё это на завод.

В 1773 году Белорецкий завод был остановлен по причине Пугачёвского восстания и бездействовал 3 года. В 1784 году завод переходит во владение старшей дочери Мясникова, которая выходит замуж за дворянина Пашкова и приносит в приданое Белорецкий завод. В 1800 году белорецкий чугун был самым дешёвым на Урале, а белорецкое железо, именуемое «Пашковским», славилось своей легкой ковкостью в холодном состоянии. За высокое качество железа Белорецкому заводу на выставках в Санкт-Петербурге была присуждена «Большая серебряная медаль», а в Москве – «Большая золотая медаль». В 1895 году продукция Белорецкого завода завоевала на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде высшую награду – «Государственный герб».

Каменное здание представляет собой промышленное сооружение. Прямоугольное в плане здание-памятник расположено в глубине территории завода. С 2002 года здание-памятник не эксплуатируется.

Комплекс зданий, построенных на территории завода в XVIII—XIX веках, является памятником архитектуры федерального значения.

За сукном в Туймазинский район

Промышленное производство по выпуску сукна было организованно в современном селе Нижнетроицкий Туймазинского района в 1852 году купцом и меценатом Дмитрием Бенардаки на месте ранее расположенного здесь Нижнетроицкого медеплавильного завода, основанного еще в 1760 году.

В 1918 году фабрика была национализирована и переведена в государственную собственность. С этого времени и вплоть до 1963 года она носила название «Нижнетроицкая суконная фабрика». В 1963 году начинается новый этап в развитии предприятия – именно в это время приступают к его очередной реконструкции и оно приобретает статус комбината, получив тем самым свое современное название «Башкирский суконный комбинат».

Период, к которому относятся наиболее выразительные с историко-архитектурной точки зрения здания комбината и которые в настоящее время имеют статус выявленных объектов культурного наследия, приходится  на последнюю четверть XIX - первую половину XX века. К этому времени участок Нижнетроицкой фабрики стал составлять 6 десятин. В ее аренде находился казенный пруд в 63 десятины, «Бенкедорфская статья» под мойку шерсти в 9 десятин, Агеевская гора под склад дров и каменное здание с турбиной в селе Верхнетроицком.

Число рабочих колебалось от 400 до 600 человек. Использовалось местное и среднеазиатское сырьё. Здесь вырабатывались серошинельное, мундирное, шароварное, башмачное и другие сукна, а также бобрик, драп и байка. Продукция фабрики получила золотую медаль на Всемирной промышленной выставке в Париже (1900).

На территории фабрики сохранился комплекс промышленных зданий и сооружений, семь из которых представляют интерес как образцы промышленной архитектуры периода классицизма, эклектики и конструктивизма. И он также является уникальным памятником промышленной истории Башкирии.

"Промышленное наследие в исторической ретроспективе "гособоронзаказа" вкупе с реализацией передовых решений в государственном управлении "женского века" и эффективностью частной инициативы купца Ивана Борисовича Твердышева поистине уникально. В отличие от династии широко известных истории купцов, а затем и дворян Демидовых "металлургическая империя" Ивана Твердышева в медеплавильном деле занимала доминирующее положение. Настало время восстановить историческую справедливость и отдать должное нашему промышленному наследию", - отметил начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Башкортостана Олег Полстовалов. 

«Наши проекты промышленного наследия имеют богатейшую историю и очень интересны для туристов, но часто расположены на значительном удалении от больших городов. Поэтому здесь необходимо продумать всё до мелочей – комфортные дороги, сервис, питание, проживание, сувениры», – сказал Глава Башкортостана Радий Хабиров.

 

Купцы Твердышев и Мясников, Пугачев и Екатерина II: кто стоит за промышленным наследием Башкирии
Купцы Твердышев и Мясников, Пугачев и Екатерина II: кто стоит за промышленным наследием Башкирии
Купцы Твердышев и Мясников, Пугачев и Екатерина II: кто стоит за промышленным наследием Башкирии
Купцы Твердышев и Мясников, Пугачев и Екатерина II: кто стоит за промышленным наследием Башкирии
Купцы Твердышев и Мясников, Пугачев и Екатерина II: кто стоит за промышленным наследием Башкирии
Автор:ИА "Башинформ"
Читайте нас: