Все новости
Общество
16 Июля , 11:12

Труд воспитывает человека. История об уроках трудового обучения в Калтасинской школе

Труд воспитывает человека. История об уроках трудового обучения в Калтасинской школе
Труд воспитывает человека. История об уроках трудового обучения в Калтасинской школе

Во все времена обучение и воспитание в российских школах – это единое целое. Об этом писали великие педагоги К.Д. Ушинский, А.М. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие.

Наконец-то, в новом учебном году в школах возвращается трудовое обучение и воспитание, и мне хочется рассказать о том, как оно происходило в истории нашей школы.

Кардинально форма и методы трудового обучения стали меняться в 50-ые годы прошлого столетия. А начиналось всё с оборудования столярной мастерской, для которой приобрели инструменты, точильные станки, сами изготавливали верстаки. Первым заведующим мастерской был Иван Леонтьевич Тарасов (трагически погиб в 1958 г). Его заменил Николай Прохорович Лядов. Оба были мастерами «золотые руки». Урок труда вёл Матвей Семёнович Семёнов.

Урок труда в столярной мастерской
Урок труда в столярной мастерской

При мастерской был организован столярный кружок, в котором подростки с увлечением изготавливали добротную мебель: тумбочки, этажерки, стулья, круглые раздвижные столы и буфеты под руководством Николая Прохоровича Лядова. Газета «Советская Башкирия» от 14 ноября 1960 года писала: «Недавно эти изделия (мебель) были выставлены в районном Доме культуры. Посетителям понравился буфет, который сделал Марат Шамкаев». В 1959 году кружковцы реализовали мебель на сумму 5000 рублей.

Параллельно в это же время создавалась слесарная мастерская.

Школе всегда везло на прекрасных учителей трудового обучения: Семёнова Матвея Семёновича, Лядова Николая Прохоровича, с 1967 года до ухода на пенсию – Мисбахетдинова Мудариса Гайтиновича. Мальчишки 5-7 классов с удовольствием занимались на уроках.

С 1957 года в учебный план ввели уроки домоводства. Этот предмет вела Лашманова Е.И. В 1959 году приобрели для кабинета шесть швейных машинок. С годами он превратился в небольшую швейную мастерскую. В 80-х годах районный быткомбинат передал школе две промышленные швейные машины. Много сил в развитие кабинета внесла Римма Николаевна Звир, Отличник народного просвещения, преподававшая домоводство с 1965 года. Во второй половине 80-х годов выпускницы школы получали специальность «Швея 2-го разряда».

В 50-ые годы оборудовали кабинет машиноведения с наличием всех узлов и частей автомашины. Заведующим кабинетом был Аркадий Фёдорович Глухов. 13 декабря 1957 года школа получила автомобиль ГАЗ-51, а также трактор и комбайн из Калтасинской РТС. В разные годы уроки машиноведения в старших классах вели Дмитрий Моисеевич Чижов, Искандар Шарипович Искандаров, Генрих Ильич Шитов, Юрий Николаевич Старцев, Альдам Назифович Хакимов и другие.

По прошествии лет кабинет машиноведения вырос в базу преподавания автодела. В 80-х годах выпускники-юноши стали получать водительские права категории «С», а затем – категории «В». Учителем автодела в это время работал Борис Александрович Чухманов.

В целях привлечения учащихся в общественно-полезный труд летом 1957 года был организован комсомольско-молодёжный лагерь в колхозе «Заветы Ильича» (д. Барьязы). Лагерь располагался на берегу реки Быстрый Танып. Условия были спартанские: для жилья соорудили два шалаша, построили огромный стол из досок и очаг. Начальником лагеря был завуч школы Михаил Васильевич Васин, воспитателем – Галина Александровна Мезина.

Распорядок дня обычный для всех лагерей: подъём, зарядка, линейка, завтрак и т.д. Днём ребята работали на полях колхоза, вечером досуг: игры, спорт, художественная самодеятельность.

Линейка в трудовом лагере
Линейка в трудовом лагере

С художественной программой выступали в колхозном клубе и в посёлке Краснохолмский. В следующем, 1958 году лагерем руководил Генрих Ильич Шитов. С 1959 года началась тесная трудовая связь с колхозом им. Свердлова.

Начало – выращивание цыплят. Ученикам раздавали по 10 цыплят, они до месячного возраста растили их дома. Кормами обеспечивал колхоз. 2500 цыплят сдали колхозу в 1959 году.

В это же время (1959 г.) учащиеся 8, 9 классов занимались посадкой кукурузы квадратно-гнездовым методом и уходом за ней. В следующем году к ней присоединилась свёкла.

В 1961 году была официально создана ученическая производственная бригада, просуществовавшая до начала 90-х годов. Первым бригадиром была Зоя Идрисова.

Надо отметить, что перед каждым сезоном проводилось общее собрание бригады, составлялись план работы, договор, избирались бригадир и звеньевые. В первые годы на период ухода за растениями трудовой лагерь располагался недалеко от деревни Ясная Поляна. Жили в палатках, обед привозили из райцентровской столовой. Производственная бригада работала до начала 90-ых годов.

Палаточный трудовой лагерь
Палаточный трудовой лагерь

В 1955 году школе передали участок Калтасинского пищепрома со всеми постройками. С этого времени началась «золотая эра» пришкольного участка. Он расширился до 2 га. Весной и осенью уроки труда стали проводиться на участке. Сеяли сельскохозяйственные культуры и ухаживали за ними учащиеся. Здесь же проводилась летняя практика для ребят 5-7 классов. Руководила участком Елизавета Петровна Романова. А в 1958 году построили первую в районе теплицу. Теплица стала вотчиной кружка юннатов под руководством Е.П. Романовой. Весной 1959 года был получен первый урожай ранних овощей.

Кружковцы ставили различные опыты с растениями. Например, путём скрещивания двух сортов томатов был получен богатый урожай помидоров, более 3 кг с одного куста. По тем временам это был отличный результат.

В 50-60-ые годы на пришкольном участке росли не только овощи, но и злаковые, ягодные и фруктовые культуры. Юннаты школы были участниками республиканских сельхозвыставок.

Сбор огурцов в теплице, 1960 год
Сбор огурцов в теплице, 1960 год

У 1-4 классов тоже был небольшой участок перед зданием начальной школы, где учащиеся младших классов приобщались к работе на земле.

В 1954 году был заложен фруктовый сад на территории, где в настоящее время стоит дом №57 по улице Карла Маркса. В связи с изменением архитектурного облика райцентра, сад ликвидировали, а он уже плодоносил. 

В 1957 году организовали живой уголок, который вскоре перерос в небольшую кролиководческую ферму. Клетки были изготовлены под руководством Н.П. Лядова. В 1960 году кроликов было 60 штук.

Вычёсывание пуха у кроликов, 1960 год
Вычёсывание пуха у кроликов, 1960 год

Учителя химии и биологии Сергей Иванович Шамагулов, Анастасия Фёдоровна Щекотова, Александра Андреевна Евдокимова, Гульсина Кавиевна Ибрагимова, Эльза Харасовна Азмиева, Александра Константиновна Мажуго принимали активное участие во внеурочной работе с детьми.

Например, А.Ф. Щекотова в 50-ые годы руководила садоводством, а А.К. Мажуго – кролиководством. После ухода на заслуженный отдых Е.П. Романовой, пришкольным участком длительное время заведовала Аркадьева Алефтина Миниловна.

Общественно-полезный труд в школе был многообразен: субботники, воскресники, сборы металлолома и макулатуры, чистка лука на сушзаводе, работа в лесхозе на питомнике и посадка леса, уборка картофеля в колхозе.

Вывоз металлолома на сдачу, середина 80-ых годов
Вывоз металлолома на сдачу, середина 80-ых годов

В организации общественно-полезного труда огромную работу проводили пионерская и комсомольская организации школы.

Все денежные средства, которые получали от реализации продуктов производственной бригады, пришкольного участка и кролиководов, сдачи металлолома и макулатуры, перечисляли на спецсчёт школы. Деньги использовались на зарплату производственной бригады, проведение школьных мероприятий, экскурсий, поощрение классов и учащихся.

В 80-е годы свои «копилки» имели многие классы, так как оплату труда за чистку лука на сушзаводе и работу на питомнике лесхоза начисляли классам.

Средства из «копилки» расходовались на классные мероприятия. Самый любимый из них – «День именинника». И ещё хочу обратить внимание на то, что родители никогда не выражали недовольство в том, что дети много работали, а наоборот, всегда поддерживали школу и её инициативы.

Свою статью закончу словами К.Д. Ушинского, написанными в 19 веке: «Человек рождён для труда, труд составляет его земное счастье; труд лучший хранитель человеческой его нравственности и труд должен быть воспитателем человека».


Автор: Любовь Апсаликова, выпускница 1961 года, ветеран педагогического труда

Автор:
Читайте нас: