Считанные дни остаются до главного для нашей страны праздника – Дня Победы. Этот день напоминает нам о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, о тех, кто сражался на фронтах, кто трудился в тылу, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость Родины.
День Победы – это не только дань уважения ветеранам, но и возможность для каждого из нас задуматься о важности мира и согласия, о необходимости беречь и сохранять историю. Мы должны передавать из поколения в поколение память о тех, кто защищал нашу страну, чтобы никогда не забывать о том, что они сделали для нас.
На страницах нашей «районки» периодически появляются публикации о тех, кто в грозные военные годы встал на защиту Родины. Сегодня мы расскажем про участника Великой Отечественной войны, лётчика-штурмовика Хатипа Фахриевича Гайнетдинова. Хатип Фахриевич (в некоторых архивных документах Гайнетдинович) родился в 1923 году в деревне Ильчибай.
После окончания седьмого класса Кугарчинской школы поступил учиться в Шаранский сельхозтехникум – на агрономический факультет. Мечтал стать агрономом и сеять хлеб. Но война внесла свои коррективы.
Хатип Фахриевич прошёл 6-месячные курсы гражданского воздушного флота, когда встал в ряды Красной армии.
В январе 1942 года был направлен в военное авиационное училище пилотов в город Энгельс Саратовской области. После окончания училища был сформирован экипаж. И в июне 1943 года Хатип Гайнетдинов был направлен на фронт.
Из воспоминаний фронтовика: «…Мне повезло, что я попал в 97-й гвардейский авиаполк 262-й авиадивизии 17-й воздушной армии. Нас, молодых бойцов, встретили опытные, закалённые в боях командиры-инструкторы и пилоты…»
Первый свой боевой вылет Хатип Фахриевич помнил до мельчайших подробностей.
– Первый боевой вылет совершил под руководством командира звена – старшего лейтенанта Михаила Сергеевича Яковлева, он был вместо штурмана, – делился своими воспоминаниями фронтовик. – Это было ночью, на Северном Донце. Задание было такое: обработать передний край – траншеи, блиндажи обороны противника. Потом я совершал вылеты самостоятельно, без инструктора.
Сначала Хатип Фахриевич летал на ПО-2, это штурмовик или, как называли его в авиации – ночной бомбардировщик. – Обычно вылеты совершали в ночное время, – делился своими воспоминаниями лётчик-фронтовик Хатип Гайнетдинов. – Бомбили военные объекты в тылу противника, обрабатывали передний край обороны, взрывали транспорт, склады с горючим и боеприпасами. Иногда нам попадались колонны – резервы противника, идущие к передовой линии в ночное время.
Летал наш земляк и на ЯК-18.
Из воспоминаний фронтовика: «...Обычно ЯК-18 – самолёты маломестные – пилот и штурман, он же пулемётчик. Особенно трудно было, когда засекали прожектора и по нам начинали бить из вражеских зениток. Летали мы низко, так низко, что при любой катастрофе с парашютом даже не спрыгнешь. В этих условиях мы всегда старались дотянуть самолёт до своей территории…»
Так, изо дня в день, по дорогам и воздушным пространствам войны, в составе 17-й воздушной армии на 3-м Украинском фронте наш земляк Хатип Фахриевич участвовал в освобождении не только Украины, но и Европейских стран – Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии и Австрии. Победу Хатип Гайнетдинов встретил в Вене.
За ратные подвиги на фронтах Великой Отечественной войны грудь лётчика-штурмовика Хатипа Фахриевича украшали ордена Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медали «За освобождение Белграда», «За освобождение Будапешта», «За освобождение Вены» и юбилейные медали.
Офицеру авиации Хатипу Фахриевичу пришлось служить ещё и после войны. Учил молодёжь перевозить грузы, просто служить на территории освобождённых стран Европы.
Вернулся в родные края фронтовик лишь в 1947 году. Офицер запаса Хатип Фахриевич начал работать в Калтасинской МТС по специальности, которую получил ещё до войны. До самого выхода на заслуженный отдых Хатип Фахриевич работал агрономом в колхозе «За коммунизм».
История мирной и военной жизни Хатипа Фахриевича Гайнетдинова – это пример преданности своему делу и любви к родной земле.
По архивным материалам газеты "Заря"