О феномене марийского язычества заговорили еще более 34 лет назад. Этнографы признаются, что только один национальный народ в России смог практически полностью сохранить свои корни, быт, культуру и даже религию – и это марийцы.
Один из самых значимых в религии марийцев обряд – моления. В Калтасинском районе первое такое моление прошло в эти выходные, 12 июня, в деревне Верхний Качмаш.
Моление проводили Верховный карт Централизованной религиозной организации Марийской Традиционной Религии Республики Башкортостан, главный онанен восточных мари, Верховный карт Республики Башкортостан Пастиев Геннадий Павлович, карт Краснокамского района, заместитель Верховного карта по вопросам перспективного развития Искаков Виталий Ильинович, карт Калтасинского района Зайнетдинов Радислав Зайнашевич, учо (начинающий карт) - Ибакаев Адик Иванович и Кубакаев Эдуард Григорьевич.
Религиозное мероприятие началось с открытия родника «Юмын памаш». Честь перерезать красную ленту предоставили Верховному карту Пастиеву Геннадию Павловичу, главе администрации Нижнекачмашевский сельсовет Манаевой Вере Владимировне и учо Ибакаеву Адику Ивановичу.
После открытия, состоялось вручение удостоверения и теперь Адик Иванович Ибакаев священнослужитель Марийской Традиционной Религии и является Главой Общины «Чимарий кумалтыш» Калтасинского района.
После освящения родника, люди помолившись и попросив прощения, уходили с облегчением, светлой головой и желанием жить.
В строительстве священного родника большую помощь оказали Изергин Александр, Шакриев Роман, доски выделила Абдуллина Светлана, а шифер – Ибакаев Станислав.
Мастер по дереву из деревни Кокуш Иликабаев Евгений украсил родник красивыми узорами.
Хочется отметить, что в проведении моления большую помощь оказали Вайтиева Оксана Константиновна, Яндемиров Ярослав Иванович и выше указанные жители деревни. От имени администрации сельсовета им вручили Почетные грамоты. А Пастиеву Геннадию Павловичу и Зайнетдинову Радиславу Зайнашевичу от имени Отдела культуры подарили рубашки с вышитым марийским орнаментом.
После открытия родника «Юмын памаш» начались моления в священной роще (кусото). Все участники заранее принесли с собой хлеб, блины, квас, пироги, мед и барана.
Совершили обряд жертвоприношения, после чего мясо сварили в больших котлах. И конечно же читали молитвы божеству. Чаще всего марийцы просят здоровья своим близким и себе, благополучия и процветания всей земле и всему марийскому народу.
Затем из большого котла всем участникам раздают мясо жертвенного барана, пробуют кашу, сваренную из пшена и риса. Все косточки собираются в отдельную посуду и сжигаются во вспомогательном костре. На поляне должна остаться первозданная чистота.
А потом наступил час личных молений. Все происходит возле онапу, где во время моления горит свеча.
Многих людей издавна привлекал этот древний обряд. И в этот раз на моление приехали жители Нефтекамска, Калтасов, Калмаша, Амзибаша, также из Краснокамского района.
Как вести себя в священной роще рассказал карт Краснокамского района, заместитель Верховного карта по вопросам перспективного развития Исхаков Виталий Ильинович.
Рощи, в которых регулярно проводятся моления, считаются священными. В них нельзя ругаться, употреблять спиртное, курить, ломать деревья, громко разговаривать, разговаривать по телефону, фотографировать без разрешения свянослужителя. Перед началом моления человек должен искупаться в бане, прийти на моление только в белой одежде. Старожилы утверждают, что непосвященный это место может не найти. Священные рощи по сути считаются аномальными зонами, и уже давно являются объектом внимания ученых. По исследованиям, в них все системы навигаций либо не работают, либо дают неправильные данные. Они просто не могут показать это место на земле. Как говорят марийские жрецы, эти священные места специально предназначены только для молений.
Что интересно, когда начались моления, комары, которые честно говоря, всем надоели, таинственным образом исчезли.
Все же, несмотря на мистику и загадки вокруг всех священных рощ, именно эти зоны продолжают оставаться посредниками в общении между марийским народом и его богами, и помогают совершать самый важный обряд в жизни марийцев – моления. Поэтому для всех марийцев священные рощи – это не только красивые места, где можно и помолиться, и отдохнуть, но и природные языческие храмы, которые нужно почитать и беречь.
Летом моления в Калтасинском район пройдут в следующих населенных пунктах:
26 июня – Шукын курык (д. Актуган);
1 июля – д. Василово;
4 августа – д. Бабаево;
5 августа – с. Калтасы;
7 августа – д. Малое Куразово;
11 августа – д. Старый Яш;
28 августа – д. Калмаш;
29 августа – д. Амзибаш.