Сегодня, 1 июля, в России вступает в силу ряд финансовых новаций. Среди них законы, направленные на защиту прав потребителей финансовых услуг. Управляющий отделением - Национальным банком по Республике Башкортостан Банка России Марат Кашапов говорит, что защита прав потребителей финансовых услуг, повышение качества и доступности этих услуг являются необходимыми условиями для нормальной работы финансового рынка и приоритетом Банка России.
Марат Кашапов отметил, что регулятор постоянно мониторит ситуацию. Если обнаруживаются пробелы в законодательстве, то устраняет их.
«Например, чтобы заёмщикам легче справиться с кредитами, решено поменять порядок погашения задолженности. Теперь взносы будут идти в первую очередь на погашение пропущенных платежей, затем — на плановый платеж и только потом — на штрафы и пени. До этого банки и микрофинансовые организации сначала закрывали просроченный долг. Часто после этого денег на очередной платеж по графику уже не хватало, и заёмщику снова набегали штрафы и пени. Отмечу, что новый порядок распространяется только на договоры, заключенные с 1 июля 2024 года», — сказал Марат Кашапов.
Ещё одна новация, направленная помогать закредитованным людям, касается их отношения к желанию взять в банке очередную ссуду. С 1 июля банки и микрофинансовые организации начнут ещё серьезнее оценивать долговую нагрузку заёмщиков. Если у человека и так много долгов, получить очередной кредит он не сможет, и это убережёт его от долговой кабалы. Прежде чем обращаться за новым кредитом, человеку стоит самостоятельно оценить свои финансовые возможности и если платежи по кредитам превышают половину месячного дохода, лучше не рисковать.
«Также с 1 июля финансовые организации будут быстрее реагировать на жалобы клиентов. Срок для ответа сокращается до 15 рабочих дней. В некоторых сложных случаях он может быть увеличен до 25 дней. Письменную претензию можно подать в офисе компании, послать обычной или электронной почтой. Некоторые организации используют дополнительные каналы для связи с клиентами, например, чаты в мобильных приложениях. Если ответ не пришёл в срок или он вас не устраивает, направьте претензию в Банк России. Он проведёт проверку. Если обнаружится, что компания не соблюдает условия договора или ещё как-то нарушает ваши права, регулятор обяжет её исправить ситуацию», — сказал Марат Кашапов.