На карте района когда-то был хутор Азия. Организовали его крестьяне деревни Кырпы в начале XX века, когда царское правительство начало осуществлять аграрную реформу Петра Столыпина.
После октябрьских потрясений жители хутора решили продолжить дело, начатое ещё в 1905-1907 годах. Организовали коммуну, купили трактор. Уж слишком огромная была у них тяга к земле. В годы так называемой Новой Экономической Политики (НЭП-а) Азия стала настоящим островком благополучия. Этому способствовала, как теперь говорят, удачная логистика, то есть месторасположение. Рядом проходила Кырпинская дорога уездного значения, по выходным и в Кырпах, и в селе Красный Холм проходили шумные ярмарки.
В такое время, в 1926 году, в семье крестьянина Демида Смолина родился сын. Назвали его Поликарпом. Мальчик вырос. Закончил начальную школу в деревне Кырпы. Родители, увидев в сыне большую тягу к учёбе, направили его в райцентровскую семилетку. Закончил её Поликарп с Похвальным листом. Но дальше продолжить образование он не смог. Началась Великая Отечественная война. Тяжёлые испытания и горе легли на плечи всех: и на взрослых, и на детей.
Надо отметить, что в годы Великой Отечественной войны из хутора Азия на фронт отправилось 37 человек, 11 из которых не вернулись.
15-летние подростки не только трудились, но и дезертиров ловили…
«…С конца 1941 года на территории Калтасинского и Яанульского районов появилось много дезертиров с фронта – вспоминал Поликарп Демидович Смолин. - Одни жили тихо, сельчан не обижали, не пакостили. Но были среди них и такие, которые грабили колхозников.
Все мужское население было мобилизовано на фронт, бороться с бандитами-дезертирами было некому. Местные органы НКВД из нас, 15-летних подростков, создавали боевые группы, которые возглавляли опера НКВД. С утра до вечера мы трудились на разных колхозных работах, по ночам устраивали засады и облавы на бандитов. Летом и осенью мы, подростки и опера переодевались в женскую одежду и бродили по лесам, выслеживали логово бандитов. А чтобы бандиты не заподозрили, мы имитировали сбор ягод и грибов. Среди подростков в таких операциях были раненные и убитые. Я тоже, в ходе одной операции получил легкое ранение.
За каждую опасную боевую операцию нам ставили повышенные трудодни, за которые в ноябре-декабре мы получали 200 грамм зерна пшеницы и ржи».
Вот таким запомнилось Поликарпу Смолину начало войны.
Как только Поликарпу исполнилось 18 лет, в ноябре 1943 года его призвали на военную службу. Он был зачислен в 296-й гвардейский стрелковый полк, входивший в состав войск 3-го Украинского фронта.
Молодой боец принимал участие в боях за освобождение городов на правобережье Украины, в Ясско-Кишинёвской операции.
Наша справка: 20 августа войска 2-го Украинского и 3-го Украинского фронтов начали Ясско-Кишинёвскую операцию. Против них оборонялась группа армий «Южная Украина» в составе немецких и румынских войск: 900 тысяч человек, 7600 орудий и миномётов, 404 танка, 810 боевых самолётов. На пятый день наступления все они были окружены и полностью разгромлены. ( Великая Отечественная война. Энциклопедия. Москва, 2005 год).
Затем Поликарп Демидович воевал с фашистами на территории Румынии, Болгарии, Югославии, форсировал Южный Буг, Днепр, Дунай и другие реки.
- В 1944-45 годах я воевал авиадесантником,- писал в своих воспоминаниях Поликарп Демидович.
- Под венгерским озером Балатон, в боях получил три ранения. После лечения в трёх госпиталях на территории Венгрии, Австрии и Чехословакии с 1946 года по ноябрь 1950 года служил в разных подразделениях Управления военной контрразведки «Смерш» при центральной группе войск на территории Австрии и Венгрии, участвовал в боевых операциях. Производили зачистку в Европе от нацистов. В этих столкновениях получил ещё одно ранение…
После демобилизации Поликарп Демидович поступил на службу в органы Советской милиции. О том, какие трудности пришлось ему испытать, можно узнать вновь вернувшись к его воспоминаниям:
«…Особенно трудно было в пятидесятые годы при малочисленном штате и нищенской зарплате. После смерти Сталина по амнистии из мест заключения были выпущены почти все рецидивисты-уголовники, у которых было по 10 и более судимостей со сроком отсидки более 50 лет в общей сложности. Около года милиция находилась в казарменном положении – сотрудники жили в своих кабинетах, домой приходили только повидаться с семьей, помыться. На службу уходили как на фронт, с надеждой вернуться живыми и невредимыми…»
Умер Поликарп Демидович 10 августа 1999 года в Берёзовский (Свердловская область), где был и похоронен.
В 2015 году там же была возведена стела сотрудникам территориального ОВД, участвовавшим в Великой Отечественной войне. Среди восьми имён, увековеченных на стеле, есть имя и нашего земляка.
По воспоминаниям родственников Поликарп Демидович был человеком справедливым, неподкупным, очень отзывчивым, интеллигентным. В свободное время играл на гармошке, занимался пчеловодством.
Своим родным он оставил множество историй о своей жизни и жизни нашей страны.
Наша справка: Поликарп Демидович Смолин награждён орденами Славы III степени, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», юбилейными медалями. Также является Отличником милиции и имеет шесть правительственных наград.
Елена Акиева
Автор благодарит Калтасинский районный историко-краеведческий музей и музей города Берёзовский Свердловской области за предоставленные материалы.