Все новости
Люди района
15 Февраля , 09:55

По смертельным дорогам Афгана

Житель деревни Кучаш Мазит Габдрахимов сделал несколько сотен рейсов, доставляя горюче-смазочные материалы.

По смертельным дорогам Афгана
По смертельным дорогам Афгана

35 лет прошло с окончания Афганского конфликта. Официальная статистика говорит о том, что через эту десятилетнюю войну прошли 620 тысяч человек. Среди них был и наш земляк, уроженец деревни Кучаш, Габдрахимов Мазит Муллаянович.

Мазит родился и вырос в многодетной семье. Из восьмерых детей у супругов Муллаяна и Сакины Габдрахимовых он был шестым ребёнком. Его детство прошло как у обычного мальчишки, ходил в школу и никогда не думал, что ему предстоит, как и ему отцу, пройти войну. Отца Муллаяна Габдрахимовича призвали на службу в 1939 году. Не успел вернуться домой, началась война. С первых дней он встал на защиту Родины и прошёл весь путь до Победы.  Домой ветеран Великой Отечественной войны вернулся лишь в 1946 году после окончания войны. Муллаян Габдрахимов был награждён медалями «За отвагу», «За победу над Японией» и юбилейными медалями.

"Меня призвали в армию из городского военкомата Нефтекамска, потому что после школы я уже работал слесарем на автозаводе. Правда, отработал всего несколько месяцев, затем отправили меня учиться на водителя. А после призвали в армию. 1 апреля 1982 года, мне было тогда 18 лет. Я был наслышан о войне в Афганистане, так как наш земляк Рафил Музипов уже попал туда годом ранее.

Нас, 12 парней, забрали спецнабором, без приказа. Видимо, не хватало солдат. Кстати, мы все прошли через все опасности Афганистана и вернулись. К сожалению, уже не все живы.

Попал я в Пули Хумри, долину Килагай. Служил водителем в бригаде, которая обеспечивала горюче-смазочными материалами. Нашей колонне поручали доставку ГСМ, в то время как другие колонны возили соляру, керосин и бензин. В первый год мы доставляли ГСМ из Союза, города Термез, а затем из склада Хайратона, уже не выезжая за пределы Афганистана. Мы загружали материалы и перевозили их в Пули Хумри, Кабул, Баграм и Мазари Шариф.

Конечно, война это и есть война. Тут нечего и говорить, всякое бывало. Колонна могла попасть под обстрелы и засады врагов. В основном, это случалось с крупными колоннами, состоящими из 70-90 машин. У нас же было только 35-40 машин - КРАЗов," - делится своими воспоминаниями Мазит Габдрахимов.

Он знал, куда попал. Только вот война в Афганистане оказалась не такой, как в книжках. Для Мазита Муллаяновича это был свой опыт, своё взросление. У него была невероятно тяжёлая и опасная работа. Молодой парнишка не воевал непосредственно, но обеспечивал доставку груза, находясь под постоянным прицелом. А у них был один приказ – доставить груз.

- В колонне были две зенитные установки – спереди и сзади, - продолжает ветеран свой рассказ. – Я всегда находился в замыкании. Но было страшно везде, потому что попасть можно было отовсюду. Наша колонна подъезжала к посту, но нас не пропускали. Ждали, пока все машины подъедут, и только после проверки пропускали. Мы заезжали в кишлаки. Территория охранялась, и после 16.00 часов, с началом комендантского часа, нам не разрешалось ездить.

Разумеется, Мазит Габдрахимов не рассказал нам всего. Однако глаза ветерана-афганца говорят сами за себя - каждый рейс мог закончиться смертью. Хотя он и говорит, что нечего вспоминать, мы понимаем, забыть всё, что пережил тогда, ему не удаётся. Были обстрелы и засады, ему приходилось держать одной рукой руль, а в другой – автомат, готовый к стрельбе, чтобы защищаться от противника.  И, кроме всего прочего, там была невыносимая жара.

- Мы выполняли интернациональный долг, - говорит он. – Самое тяжёлое для меня в первое время было справиться с жарой. Меньше 50 градусов там не бывает. И так каждый день. Ни одного облака на небе, словно море синее. Мы хотели пить, но вода была так сильно хлорирована, что резало глаза. За всё время пребывания в Афгане снег выпал всего один или два раза, и сразу же растаял. Из-за жары там часто вспыхивали эпидемии холеры, дизентерии, желтухи.  Все переболели.

А что же пережили вместе с воином-афганцем его родители, трудно даже себе представить?! В течение первого года Сакина Исламовна и Муллаян Габдрахимович не знали, что их сын находится в Афганистане. Знала только самая старшая сестра Мазита, так как перед отъездом он сказал ей, что, если где-то в углу в письме будет буква «А», значит, он в там. И только через год в письмах он начал писать правду. Конечно же, мама очень сильно переживала за своего сына.

Мазит Габдрахимов вернулся из армии в августе 1984 года. Год спустя, он женился. Супругу ветерана зовут Гульнара Хабибьяновна. У них двое детей – сын Винер и дочь Гульназ, которые подарили им трёх внуков и одну внучку. После возвращения из армии Мазит Муллаянович работал в автозаводе, в Управлении буровых работ помощником бурильщика. А недавно ему исполнилось 60 лет, с чем мы его и поздравляем от души.

Война изменила жизнь, привычки и характер нашего героя. Он ушёл на войну мальчишкой, вернулся серьёзным мужчиной. В годы службы перед строем приказом части наш земляк был представлен к награде «За боевые заслуги», но ветеран до сих пор его не получил.

- Самая большая награда, о которой мечтает солдат на войне, - это возвращение домой, - отмечает Мазит Габдрахимов. - Я вернулся. У меня есть семья, дом, дети, внуки.

Для воинов-интернационалистов Афганская война закончилась, но она остаётся неотъемлемой частью их жизни.

По смертельным дорогам Афгана
По смертельным дорогам Афгана
По смертельным дорогам Афгана
Автор:Олеся Айгильдина
Читайте нас: