Все новости
Общество
2 Декабря 2020, 18:15

Война глазами маленькой девочки

Воспоминания о войне Сании Фарраховой из деревни Кучаш

С каждым годом редеют ряды ветеранов – участников Великой Отечественной войны из Калтасинского района. И это очень печально. Свидетелями тяжелого периода остаются лишь труженики тыла и дети войны. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей письмо, отправленное библиотекарем из деревни Кучаш Инессой Минуллиной, которая организовала акцию «Воспоминания ветеранов тыла, детей войны». Воспоминания 89-летней Сании Фарраховой о жизни деревни в годы войны. Когда началась война, ей было всего-то 10 лет.
«1941-й. Этот год я помню, как сегодняшний день. Помню всех ушедших на фронт из деревни Кучаш в первые дни войны: Сайфугалиев Хасан, Гарипов Нурлыгаян (Нурлый), Нурутдинов Галлям…
Все еще перед глазами отец Ахнафа Галлямова. Мы с мамой Адией тоже пришли провожать его. У Галляма осталось шестеро детей. Самая младшая Мадхия лежала в колыбели. Было время жатвы. Галлям пришел с поля. Он даже не успел помыться в бане, забрали сразу. Ни один из первых отобранных на фронт односельчан не вернулся домой. Затем провожали и остальных…
Брата моей мамы Шамсимухамета Нуриахметова забрали на войну с постели, он лежал больной. На войне он встретился с отцом Тархима – с Гата бабаем Султановым, который выходил из боя, а дядя мой должен был вступить в бой. Султанов Гата вернулся с войны и рассказал об их встрече. От дяди же мы не получили ни одного письма, умер он. Даже не знаем, где похоронен.
...Война всех нас мучила голодом. Ели больше травы. Весной употребляли в пищу крапиву, гнилой картофель, картофельную ботву, листья свеклы… Подрабатывали в ближайших русских деревнях Братовщина, Сосновка. Копали огород и сажали картофель. Если работали на протяжении всего дня, хозяева давали два килограмма картофеля. Вернувшись домой, мы их не ели, а сажали у себя в огороде. На следующий день снова шли к ним работать, и снова возвращались с семенами. Так день за днем сажали. Многие односельчане так ходили, чтобы посадить свой огород. Из-за тесного расположения домов, у нас были маленькие участки. В русских же деревнях огороды просторные, оттого и запасы у них были. В зависимости от размера огорода осенью каждое хозяйство сдавало картофель государству. А еще 45 килограммов мяса, 112 яиц, 12 килограммов масла, 3 овчины, шерсть… Натуральный налог государству обязаны были платить каждый год. Так было и до войны, и после.
В хозяйстве у нас была корова, только вот с выходом на пастбище она умерла. На страховку взяли мы козу, но осенью не смогли сдать мясо в казну, поэтому ее забрали вместо долга.
Во время войны в колхозе было много лошадей. По какой-то причине одну лошадь заменили на другую у цыган. Оказалось, что животное болело. Через некоторое время в колхозе начали болеть и умирать по очереди все лошади. Их трупы вывозили подальше от деревни. Когда везли, за трупом следовали и сельчане, чтобы взять себе хотя бы кусочек мяса мертвого животного. Они просили, умоляли не отвозить труп далеко, ведь надо было еще и идти обратно. Съев мясо больных животных, начали болеть и люди. Многие опухли от голода и тоже умирали.
Помню, в те годы наша семья обменяла три тележки сена на 50 кг соли в деревне Кильбахтино. В нашей деревне жил дедушка, звали его Шайсултан. Он тоже ел мясо больной лошади. Тогда дед предупредил маму, что нельзя кушать мясо, и попросил у нее соли. Мама дала ему 2 ложки соли. Я четко запомнила то, что у него на ногах была обувь, как лапти же, только из шкуры лошади.
Многие умерли в те годы от голода. Кушать было нечего. Люди питались всем, что добывали. На реке Гарейка ловили больших лягушек. Их называли медными из-за цвета. Ели их не только кучашевцы, но и жители близлежащих деревень - актугановцы, семенкинцы. Лягушек собирали в ведра, чистили от внутренностей, мыли и готовили на костре. А еще мололи кору дерева…
И дети, и старики – все работали в колхозе. Семена таскали на себе. Помню, в апреле перед посевным пешком ходила за семенами в Янаул вместе с односельчанами Раджибом, Магавием и Тауфиком. На ногах у нас лапти, которые быстро разнашивались. Идешь, идешь, идешь… Со временем от лаптей оставалась только одна веревка.
Да, то, что мы пережили, не пожелаешь никому. Пусть сегодняшнее молодое поколение не испытает все эти тяготы. Цените мирную жизнь, доброту. Ни война, ни голод не смогли сломить наш народ, мы победили эту войну. Будьте и вы достойными гражданами нашей страны, настоящими патриотами».
На такой ноте заканчивается рассказ Сании Фарраховой. Из ее воспоминаний мы понимаем, что война перечеркнула и детство, и юность сегодняшних бабушек и дедушек. Вместо посиделок и танцев они проводили свое время на полях, выполняя тяжелейшую работу. Эти дети взрослели раньше и наравне с взрослыми также приближали Великую Победу.
Из деревни Кучаш Калтасинского района на фронт ушли 166 человек. Из них вернулись 85, на полях сражений остался лежать 81 солдат.
Читайте нас: