После мобилизации супруга жизнь для Елены изменилась кардинально. Вместо спокойной и уютной семейной обстановки она оказалась в новой, совершенно непривычной среде, полной тревоги. Отсутствие мужа рядом, присутствие бытовых забот превратили жизнь матери троих детей в ежедневную борьбу с собственными эмоциями и страхами.
Мы встретились с Еленой на её рабочем месте. Небольшой магазинчик, расположенный в здании бывшего РайПО. Она – хозяйка магазина. Своё дело супруги открыли ещё до мобилизации. Здесь можно найти всё самое необходимое для повседневной жизни, начиная со спичек, заканчивая верхней одеждой.
– Хоть райцентр и рядом, бабушкам и дедушкам всё-таки удобнее ходить в ближайший магазин, – говорит Елена. – Доставляют товар поставщики. Раньше, когда супруг был рядом, всё-таки было спокойнее, легче жилось. Мужчина на то и мужчина. Это наша опора, поддержка. Теперь все привычные заботы и ответственности легли на мои плечи. Я отныне не только жена и мать, но и отец, приходится проявлять силу и уверенность в себе, чтобы поддерживать свою семью.
Мужа Елены мобилизовали осенью прошлого года. В этом интервью она делится своими мыслями и чувствами, как проходит её жизнь в период мобилизации супруга.
- Начнём с самого начала. Как восприняли известие о мобилизации супруга?
- Когда только-только объявили частичную мобилизацию, у нас даже в мыслях не было, что его могут призвать, потому что ему было 44 года. Но вручили повестку. Честно признаюсь, я в штыки приняла. Был шок и страх. Очень беспокоилась о его безопасности и не знала, чего ожидать впереди. Поговорив с мужем, немного успокоилась. Тогда он сказал: «Если не я, то дети поедут». Старший сын только-только вернулся домой из армии. Мы понимали, что его тоже могут мобилизовать. И я до последнего, пока он в автобус не сел, надеялась, что оставят, не заберут. Думаю, не я одна ощущаю беспокойство и тревогу в связи с возможными опасностями, с которыми могут столкнуться наши родные там, в зоне боевых действий.
- Как вы поддерживаете связь с Вашим супругом?
- Мы общаемся через видеозвонки, переписываемся через мессенджеры, отправляем фотографии. Это помогает нам сохранять близость и поддерживать эмоциональную связь, несмотря на расстояние. Правда, контакт не всегда возможен из-за сложностей на месте. Бывает, разговариваем с ним, а на том конце слышны взрывы и гул самолётов. Страшно… Единственное, что я хочу, чтобы он вернулся живым и здоровым. Понимаю, что очень опасно, но понимаю и то, что это необходимо для безопасности нашей страны и защиты наших ценностей.
(От редакции: во время нашей беседы Елене позвонил супруг. Мы не стали мешать их разговору. После звонка продолжили беседу).
- «Жив, здоров, всё хорошо…» Вот и весь разговор. Главное услышала голос родного человека. Очень тяжело, когда долго не выходит на связь, и ты не знаешь, что и думать. Бывает, по две недели нет звонка.
- Мы знаем, что Ваш супруг недавно побывал дома.
- Да, после 8 месяцев службы приезжал в отпуск на две недели. Вот, после отпуска сообщил, что доехал, и пропал. Неделю на связь не выходил. Не знали, что и думать. Потом выяснилось, его сразу по прибытии отправили на позицию.
- А в каком направлении он выполняет задачи специальной военной операции и кем служит?
- Сейчас он в Кременной Луганской области, до этого был в Еленовке Донецкой области. Служит пулемётчиком.
- А Ваш муж рассказывает, как идёт служба, каков у них быт?
- Много не говорит. Приезжал в отпуск и даже не рассказывал, что там происходит. Смотрит телевизор и сидит задумчивый… Живут в окопах, построили баню. Рассказывал, что в апреле они ели свои огурцы, укроп. Сами сажали. Сами себе бойцы готовят еду. Хорошо, что у них есть своя машина, которую отправили из нашего района вместе с гуманитарным конвоем.
- Как справляетесь с ожиданием и неопределённостью, связанными с возвращением Вашего супруга?
- Это трудно, но я стараюсь быть сильной ради него и ради своих детей. Конечно, отсутствие супруга является большим испытанием. Однако надо быть позитивной и занять себя полезными и интересными делами. Помогает работа, больше времени уделяю детям. Сыновья уже взрослые, а дочь Александра закончила 6 класс. Моя жизнь изменилась. Я стала самостоятельнее и ответственнее. Приходится брать на себя дополнительные обязанности, которые раньше выполнял муж. Сейчас я начала более сильно ощущать недостаток его присутствия, особенно в повседневных моментах. На свой страх и риск научилась даже розетки электрические ремонтировать.
- Сейчас семьи военнослужащих на особом контроле у государства в плане оказания помощи. Ваша семья ощутила это на себе?
- Зимой помогли с дровами. Спасибо большое. В ноябре, когда муж находился в Пензе на боевом слаживании, я с детьми поехала к нему. За время нашего отсутствия в квартире, лопнул электрический котел. Остались без тепла. Хорошо, что родители живут рядом. Обращалась в ЭСКБ. Думала, может, посоветуют или помогут наладить электричество, отопление. Но там этим не занимаются. Слава Богу, теперь у нас индивидуальное газовое отопление.
- Из нашего района немало военнослужащих находится в зоне военных действий. Общаетесь с их жёнами?
- Да, мы стараемся поддерживать друг друга. Хотела бы сказать другим жёнам, чьи супруги находятся на службе, чтобы они оставались сильными и гордились своими мужьями. Важно помнить, что мы не одни в этом. Мы – вместе. А вместе мы – сила.
- Спасибо Вам за Ваше время и открытые ответы. Желаем Вам и Вашему супругу силы, здоровья и благополучия.
- Спасибо Вам за беседу. Вот, выговорилась, и на душе стало легче.